Учимся играя

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «Учимся играя» разработана на
основе нормативно-правовых документов:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Указом Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении
в РФ Десятилетия детства»;
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022г. №678-р);
-Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
-Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства
просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного
образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр
от 28 июля 2023 года;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
-Уставом и нормативными документами МАОУ ДО «Учебный
комбинат».
Актуальность программы.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, т. к. позволяет
в игровой, доступной и привлекательной для детей форме достигнуть нового
качества знаний, стимулируя познавательную активность, развивая
логическое мышление и творческие способности дошкольников.
В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к
познанию окружающего мира и каждый вносит в него свой особый
индивидуальный вклад.
2

Занятия данной программы включают в себя игры и упражнения,
головоломки, логические задачи. В таких занятиях формируются важные
качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность,
находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются
конструктивные умения.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая образовательная
программа «Учимся играя», способствует интеграции дошкольного и
дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых
образовательных результатов.
Новизна программы заключается в том, что наряду с традиционным
базовым содержанием учитываются современные подходы к обновлению
содержания и методов дошкольного образования с позиции комплексного
развития личности ребенка дошкольного возраста. Образовательная
деятельность представляет собой комплекс, включающий в себя игры,
упражнения и задания на развитие восприятия, внимания, памяти и
мышления, упражнения для развития тонкой моторики рук, позволяющих
детям в процессе обучения пройти путь поэтапного освоения программного
материала от простого к сложному.
Отличительная особенность программы
Занятия по программе построены в игровой форме с интересным
содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра,
преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя,
дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа
построена так, что большую часть материала дети не просто активно
запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают,
расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных
интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать,
конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все
виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Цель: формирование у детей знаний об окружающем мире, навыков
учебной деятельности и всестороннее развитие психических процессов с
использованием современных педагогических технологий.
Задачи
Обучающие:

формировать психические познавательные процессы (мышление,
память, воображение, восприятие, внимание);

научить решать простые логические задачи;

закрепить умения ориентироваться в пространственных и временных
отношениях;
3











Развивающие:
развивать познавательную активность;
способствовать овладению учащимися мыслительными операциями
(анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
способствовать формированию положительной мотивации к обучению:
развивать микроориентировку, точность и координацию движений
руки и глаза, мелкую моторику
Воспитательные:
воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства,
самоуважения, стремление к активной деятельности;
воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность;
формировать коммуникативные качества: дружелюбие, готовность
сотрудничать, вежливость, культуру поведения в коллективе;
воспитывать желание самостоятельно творить, умение использовать
полученные навыки на практике
способствовать успешной адаптации ребенка к новой социальной
среде.

Аннотация программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Учимся играя» разработана для детей от 5 до 6 лет.
Уровень программы. Программа имеет стартовый уровень обучения.
Группы формируются из детей 5-6 лет. Максимальная наполняемость
группы – 6 человек. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста.
Срок реализации – 1 год.
Объем реализации программы составляет – 144 часа.
Продолжительность – 36 недель. Недельная нагрузка составляет – 4
часа в неделю. Продолжительность одного академического часа – 25 минут.
Методы и приемы обучения:
Наглядные: показ иллюстраций, фотографий, графических
изображений; метод демонстрации - просмотр презентаций, обучающих
мультфильмов и видеофильмов.
Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор,
беседа, рассказ.
Практические: игры, упражнения, задания.
Форма обучения: очная.
Форма организации занятий: групповая форма.
Форма организации учебного занятия: ООД.

4






Структура ООД:
Познавательная беседа.
Дидактическая игра, графическое упражнение, творческое задание.
Физкультминутка.
Развивающая игра

Формы контроля:
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения программы опирается на следующие методы:
- педагогические наблюдения;
- диагностика;
- проверочные задания (тесты, опросы, ментальные карты);
- практическая работа (творческое задание, эксперименты, рисунки);
- игры;
- ребусы;
- беседа, отгадывание загадок;
- викторины.

2. Особенности развития детей 5 – 6 лет
В период 5-6 лет ведущим видом деятельности является игра.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых
качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях,
которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи,
существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в
эти связи во многом определяет его развитие.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в
самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых,
педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности,
инициативы, творчества. Важно предоставлять детям возможность
самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск
нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую
инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у
них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию внимания и памяти детей, формированию элементарного
самоконтроля, способности к саморегуляции своих действий помогают
разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким
признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила,
выполнения действий с условиями.
5

3.

Планируемый результат

Предметный
 развиты познавательные процессы (мышление, память,
воображение, восприятие, внимание);
 умение решать простые логические задачи;
 умение ориентироваться в пространственных и временных
отношениях;
Метапредметный
 развитая познавательная активность;
 овладение обучающимися мыслительными операциям (анализ и
синтез, сравнение, обобщение, классификация);
 сформированная положительная мотивации к обучению:
микроориентировка, точность и координация движений руки и
глаза, мелкая моторика
Личностный
 развитое чувство собственного достоинства, самоуважения,
стремление к активной деятельности, терпение, усидчивость,
аккуратность;
 сформированные коммуникативные качества: дружелюбие,
готовность сотрудничать, вежливость, культура поведения в
коллективе;
 желание самостоятельно творить, умение использовать
полученные навыки на практике;
 успешная адаптации ребенка к новой социальной среде.

6

4. Учебный план
№ Тема, раздел
Количество часов
п/п
теория практика всего
1
Тема 1. Вводное занятие
2
2
4

Форма контроля
Педагогическое
наблюдение,
диагностика
Ментальные
карты.
Викторина

2

Тема 2: Времена года

4

6

10

3

Тема
3:
Животные
(Птицы, Насекомые)
Тема 4: Растения
Тема 5: Человек

6

7

13

5
6,5

5
7,5

10
14

3,5

3,5

7

7

Тема 6: Наша Родина
(Праздники)
Тема 7: Безопасность

2

3

5

8

Тема 8: Предметы быта

4

5

9

9
10

Тема 9: Числа
Тема 10: Величины

8,5
1,5

13,5
4,5

22
6

11

Тема
11:
Простые
арифметические задачи
на сложение и вычитание
Тема
12:
Элементы
геометрии

1

7

8

1

7

8

Тема 13: Элементы
логического мышления
Тема 14: Ознакомление
с пространственными и
временными
представлениями
Тема
15:
Итоговая
аттестация

2

14

16

3

5

8

Творческое
задание

4

4

Педагогическое
наблюдение,
практическая
работа. Итоговое
занятие.

4
5
6

12

13
14

15

Игры
Практическая
работа
Игры,
чтение
стихов
Беседы
по
картинкам
Отгадывание
загадок.
Тест
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
налюдение
за
выполнением
графических
работ
Игры, ребусы

7

Итого:

50
94
144
5. Содержание обучения

Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Введение в программу.
Практика: Диагностика
Тема 2. Времена года
Теория: Ранняя осень. Золотая осень. Поздняя осень. Зимушка – зима.
Снежинки. Весна – красна. Весенние приметы. Вода – волшебница. Лето.
Радуга – дуга.
Практика: Упражнения, творческое задание (составление ментальных карт),
класификация картинок, индивидуальные карточки с заданиями,
дидактические игры, пальчиковая игра.
Тема 3: Животные
Теория: Домашние животные. Детёныши домашних животных. Домашние
птицы. Дикие животные осенью. Животные и птицы холодных стран. Зима в
лесу. Зимующие птицы. Животные жарких стран. Перелётные птицы.
Животные весной. Насекомые. Водный мир планеты.
Практика: Дидактические игры, индивидуальные карточки с заданиями,
раскраски, участие в разговоре, беседе, пальчиковая игра.
Тема 4: Растения
Теория: Цветы осенью. Овощи. Фрукты. Ягоды. Откуда хлеб пришёл.
Деревья. Лес. Мир комнатных растений. Первоцветы. В мире цветов. В лес
по грибы, по ягоды.
Практика: Участие в разговоре, беседе, классификация картинок: овощи,
фрукты, ягоды; индивидуальные карточки с заданиями, раскраски,
штриховки.
Тема 5: Человек
Теория: Детский сад (профессии). Человек. Части тела. Полезные продукты.
Я здоровье сберегу. Семья. Все профессии нужны. Труд людей в саду и
огороде. Космос. Я и мои эмоции. Почемучки. Летние виды спорта. День
защиты детей (итоговое занятие). Зимние забавы. Зимние виды спорта.
Практика: Участие в разговоре, беседе, дидактические игры, индивидуальные
карточки с заданиями, раскраски.
Тема 6: Наша Родина
Теория: Наш город. В гости к Дедушке Морозу. Новогодние традиции. Мы
живём в России. Защитники Отечества. Мамин праздник. День Победы.
Практика: Беседа, чтение стихов, раскраски, индивидуальные карточки с
заданиями, дидактические игры.
8

Тема 7: Безопасность
Теория: Опасности вокруг нас. Правила Светофорика. Будь осторожен
весной. Внимание, дорога! Лето красное, но опасное.
Практика: Дидактические игры, индивидуальные карточки с заданиями,
раскраски, участие в беседе, рассказы по картинкам.
Тема 8: Предметы быта
Теория: Игрушки. Одежда, обувь, головные уборы. Дом, в котором я живу.
Мебель. Такая разная посуда. В гостях у Федоры. Транспорт. Инструменты.
Удивительный и волшебный мир книг.
Практика: Дидактические игры, индивидуальные карточки с заданиями,
раскраски, классификация картинок, упражнения, пальчиковая игра.
Тема 9: «Числа».
Теория: Понятие натурального числа. Количественные отношения.
Натуральный ряд чисел от 1 до 10. Понятие «соседи числа».
Практика: Сравнение «мало-много-один». Практические действия над
группами предметов: объединение групп предметов (частей) в целое,
выделение из группы предметов (целого) некоторой её части. Операции
сложения и вычитания.
Тема 10 «Величины».
Теория: Основные понятия: длина, ширина, высота .
Практика: Сравнение величин визуально, путем наложения, измерения.
Тема 11 «Простые арифметические задачи на сложение и вычитание».
Теория: Алгоритм решения простых арифметических задач на сложение и
вычитание.
Практика: Практические действия с реальными предметами. Составление
математических рассказов на основе реальных или разыгранных сюжетов,
схематических рисунков.
Тема 12 «Элементы геометрии».
Теория: Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал.
Практика: Действия по разбиению множеств этих фигур на классы,
выстраивание различных узоров (закономерности), отыскивание среди
множества фигур заданной фигуры.
Тема 13 «Элементы логического мышления».
Теория: Обобщение, сравнение, классификация.
Практика: Объединять предметы в группы по одному или нескольким
признакам. Находить лишний предмет среди однородных. Объединять
9

предметы в пары по заданному признаку, находить сходство и различия
между предметами.
Тема 14 «Ознакомление с пространственными и временными
представлениями».
Теория: Пространственные представления: «слева – справа», «вверхувнизу», «выше – ниже», «впереди – сзади» и др. Временные представления:
«день – ночь, утро – вечер», «вчера – сегодня», «позже – раньше» и т.д.
Практика: Ориентироваться в последовательности дней недели, времён года
и месяцев, относящихся к каждому времени года. Составлять рассказы по
сюжетным картинкам.
Тема 15: Итоговая аттестация
Теория: Диагностика.
Практика: Итоговое занятие.
6. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Основные характеристики образовательного Показатели
процесса
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
68
Количество часов в неделю
4
Количество часов по программе
144
Начало и окончание занятий при обучении в 01.09. – 29.12
1-е полугоде
Начало и окончание занятий при обучении 09.01. - 31.05
во 2-е полугодие
6.1. Календарно-тематическое планирование

1.

Месяц

Подтема занятия

сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь

Вводное занятие
Вводное занятие
Диагностика
Диагностика
Ранняя осень
Мало – много – один
Цветы осенью
Установление соответствий между предметами
Детский сад
Классификация геометрических фигур
Игрушки

Кол-во часов по
теме
теория практика
1
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5

Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

2.

3.

4.

сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

Логические упражнения
Овощи
Цифра 1
Фрукты
Понятия «слева – справа»
Ягоды
Сравнение круга и квадрата
Откуда хлеб пришёл
Цифра 2
Золотая осень
Составление математических рассказов
Деревья. Лес
Сравнение предметов по высоте
Домашние животные
Цифра 3
Детёныши домашних животных
Логические упражнения
Домашние птицы
Понятия «вверху - внизу», «выше - ниже»
Дикие животные осенью
Соответствие между совокупностью предметов
и цифрой
Поздняя осень
Сравнение предметов по ширине
Опасности вокруг нас
Логические упражнения
Человек
Цифра 5
Части тела
Понятия «спереди – сзади»
Полезные продукты
Сравнение квадрата и треугольника
Я здоровье сберегу
Логические упражнения
Наш город
Составление математических рассказов
Семья
Порядковый счёт в пределах 5
Одежда, обувь, головные уборы
Сравнение предметов по длине
Зимушка – зима
Овал
Зимние забавы
Цифра 6
Зимние виды спорта
Логические упражнения
Животные и птицы холодных стран
Понятие «больше – меньше»
Зима в лесу
Сравнение множеств

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11

5.

6.

7.

декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
март
март
март
март
март
март
март
март
март
март
март

Зимующие птицы
Решение арифметических задач
Снежинки
Логические упражнения
В гости к Дедушке Морозу
Части суток
Новогодние традиции
Сравнение овала и круга
Дом, в котором я живу
Логические упражнения
Мебель
Цифра 7
Такая разная посуда
Последовательность дней недели
В гостях у Федоры
Логические упражнения
Транспорт
Колличественный счёт
Правила Светофорика
Решение арифметических задач
Все профессии нужны
Цифра 8
Инструменты
Понятие «соседи числа»
Животные жарких стран
Времена года
Мир комнатных растений
Логические упражнения
Мы живём в России
Сравнение предметов по длине
Защитники Отечества
Прямоугольники
Удивительный и волшебный мир книг
Решение арифметических задач
Вода – волшебница
Логические упражнения
Мамин праздник
Цифра 9
Весна – красна
Арифметические действия на «+» и «-»
Весенние приметы
Логические упражнения
Перелётные птица
Сравнение предметов по ширине
Животные весной
Решение арифметических задач
Первоцветы
Группировка предметов по форме
Будь осторожен весной
Ориентировка в пространстве

0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
1
0,5
1
1
0,5
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

8.

9.

март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май
май
май
май
май
май
май
май
май
май

Космос
Логические упражнения
Труд людей в саду и огороде
Число 10
Я и мои эмоции
Логические упражнения
Насекомые
Арифметические действия на «+» и «-»
Насекомые
Решение арифметических задач
В мире цветов
Порядковый счёт в пределах 10
Водный мир планеты
Ориентировка в пространстве
Летние виды спорта
Сравнение предметов по высоте
В лес по грибы, по ягоды
Логические упражнения
Внимание, дорога
Группировка предметов по форме
День Победы
Соответствие между совокупностью предметов
и цифрой
Почемучки
Логические упражнения
Лето
Соответствие между совокупностью предметов
и цифрой
Лето красное, но опасное
Решение арифметических задач
Радуга – дуга
Логические упражнения
Диагностика
Диагностика
День защиты детей (итог. занятие)
Итоговое занятие
Итого

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5

50

0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
1
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
1
0,5
1

1
1
1
1

0,5
1
0,5
1
1
1
1
1
94

1
1
1
1
1
1
1
1
144

13

7. Условия реализации программы
7.1 . Материально-техническое обеспечение
Учебный класс просторное светлое помещение, отвечающее санитарноэпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного
образования (СаНПиН 2.4.3648-20)
Столы, стулья по количеству обучающихся
Доска
Бумага
Карандаши, фломастеры
7.2 Кадровое обеспечение
В реализации программы участвует педагогический работник, имеющий
среднее профессиональное или высшее образование, прошедший повышение
квалификации и имеющий установленную квалификационную категорию
«педагог дополнительного образования».










7.3 Информационное обеспечение
фотоаппаратура;
компьютер;
интернет-ресурсы:
https://t.me/shablony_top
https://t.me/club_neposed
https://t.me/razvivashka_bukashka
https://t.me/before_school
https://t.me/portaldefektologa
https://t.me/smart_babygames

7.4 Методическое обеспечение
Картотеки:
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим;
Картотека дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений;
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам;
Картотека физминуток.
Дидактические игры и пособия:
Карточки с изображением символов;
Иллюстративный материал;
Раздаточный материал к занятиям;
Методические рекомендации к проведению отдельных тем и занятий;
14

Трафареты
Геометрические фигуры
Счетные палочки;
Шаблоны из геометрических фигур;
Раздаточный материал;
Цветные и простые карандаши.
Наборы разрезных картинок
Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года
Полоски, ленты разной длины и ширины
Цифры от 1 до 9
Чудесный мешочек
Предметные картинки
Игры на составление плоскостных изображений предметов
Линейки и шаблоны с геометрическими фигурами
Счетный материал;
Конспекты.
8. Система контроля подготовленности
Форма аттестации: Оценка качества освоения образовательной
программы включает:
- входящий контроль успеваемости (сентябрь)
- итоговая аттестация (май) обучающихся по учебным темам и разделам
с целью оценки фактического уровня теоретических знаний обучающихся и
их практических умений и навыков, соотнесение этого уровня с
требованиями программы, контроль выполнения рабочей программы и
календарно-тематического планирования.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, наблюдение, тесты.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
тематическое открытое занятие – 1 раз в год (май).
Педагогические наблюдения используются с целью оценить
продвижение учащихся в социальном, нравственном и эстетическом
развитии. Опрос и анкетирование проводятся с целью уточнить личностные
характеристики ребёнка. Задания достаточны для того, чтобы сделать
выводы о том, какие предпосылки школьной готовности требуют
повышенного внимания, какие рекомендации можно дать родителям.
Для диагностики применяются методики, которые взяты из
программных требований. (Авторский коллектив под руководством членакорреспондента Российской академии образования, доктора педагогических
наук, профессора Н. Ф.Виноградовой). Смотреть приложение. Результаты
диагностики заносятся в таблицу.
15

При обработке результатов учитываются критерии для выставления
уровней:
Высокий уровень – выполнение 100% - 70% заданий;
Средний уровень – выполнение от 50% до 70% заданий;
Низкий уровень - выполнение менее 50% заданий
ФИ ребенка

Уровень усвоения программного материала
Теория
низкий

средний

Практика
высокий

низкий

средний

высокий

1.
2.
3.

16

9. Список литературы
9.1. Нормативные документы
-Федеральный законй от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Указй Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в РФ
Десятилетия детства»;
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022г. №678-р);
-Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
-Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства
просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного
образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр
от 28 июля 2023 года;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
9.2. Список литературы для обучающихся и их родителей
1. Венгер Л.А. "Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя д/с".
Учебное пособие. М.: Просвещение, 1989.
2. Павлова, Л.Ю. "Сборник дидактических игр по ознакомлению с
окружающим миром: Для работы с детьми 4 -7 лет" – М.: Мозаика – Синтез,
2018
3. Русланова Н.С."Дидактический материал по развитию лексикограмматических категорий у детей 5- 7лет". (Животные. Город. Перелетные
птицы. Продукты.) , 2018
4. Рудик О.С. «С детьми играем - речь развиваем».Учебно –
методическое пособие. Творческий центр "Сфера" , Москва, 2013

17

9.3. Список литературы для педагога
1.
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в
дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие / И. Е.
Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис- пресс, 2008.
2.
Дидактические игры- занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск
2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.- сост. Е.
Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
3.
Проектный метод в организации познавательно –
исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013.
4.
Постоева Л. Д., Лукина Г. А. Интегрированные развивающие
занятия для дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
5.
Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Л.А.
Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
6.
Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх:
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2007.
7.
Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх:
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2007.
8.
Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх:
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2007.

9.4. Информационное обеспечение
https://t.me/shablony_top
https://t.me/club_neposed
https://t.me/razvivashka_bukashka
https://t.me/before_school
https://t.me/portaldefektologa
https://t.me/smart_babygames

18

Приложение № 1
Педагогическая диагностика
Задание 1. «Варежки»
Цель: проверить умения ребенка участвовать в совместной (парной)
деятельности.
Инструкция: «Объединитесь в пары. Каждой паре я раздам две бумажные
варежки и одинаковые коробки цветных карандашей. Ваша пара должны
разукрасить две варежки так, чтобы они были одинаковыми».
Оценка: анализируются цвет, расположение узора, детали оформления
варежек. Балл (0, 1, 2) ставится в зависимости от степени согласованности
действий детей:
1. баллов – дети не договорились, варежки разные;
2. балл – отдельные детали не согласованы;
3. балла – варежки одинаковые.
Задание 2. «Поиск ошибки»
Цель: проверить знание числового ряда, способность ребенка принимать
задание, адекватно действовать, а также сформированность самоконтроля.
Инструкция: «Перед каждым из вас лежит лист бумаги, на котором
изображен числовой ряд. В последовательности чисел допущена одна
ошибка. Проверьте, нет ли ошибки в этом ряду чисел. Если она есть,
подчеркните это место».
123546789
Оценка:
0 баллов – задание не выполнено: ребенок не знает последовательности
расположения чисел в числовом ряду;
1. балл – ребенок находит имеющуюся ошибку и продолжает переставлять
местами другие числа числового ряда, то есть не твердо знает числовой ряд.
Это может также говорить о том, что ребенок не точно выполняет
инструкцию (в ней указано на наличие одной ошибки);
2. балла – задание выполнено правильно.
Задание 3. «Рисуем узор»

19

Цель: проверить умение ребенка ориентироваться в пространстве (на листе
бумаги), понимать слова,
определяющие пространственные отношения («влево», «вправо», «вверх»,
«вниз»), способность принимать инструкцию педагога.
Инструкция: «Перед каждым из вас лежит лист бумаги в клетку. На листе
найдите клетку черного цвета.
Отсчитайте от нее две клетки вправо, третью закрасьте черным цветом. От
этой клетки отсчитайте три клетки
вниз, четвертую закрасьте черным. От этой клетки отсчитайте влево пять
клеток и шестую закрасьте черным.
От этой клетки отсчитайте четыре вверх и закрасьте пятую».
Оценка:
0 баллов – задание выполнено неправильно;
1 балл – допущены одна-две однотипных ошибки (ребенок не ориентируется
в одном из
пространственных терминов);
2 балла – задание выполнено правильно.
Задание 4. «Гирлянда»
Цель. Выявление умения перейти от числа к соответствующему множеству
предметов, выполнять инструкцию, содержащую несколько
последовательных действий.

Инструкция: Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.
Раскрасьте на верхней гирлянде три флажка, а на нижней – два флажка.
Нарисуйте в рамочке столько кружков, сколько всего закрасили флажков.
Оценка:
0 баллов – есть попытка выполнить первую часть задания, но число флажков
неверное.
1 балл – выполнено верно только первое задание, попыток выполнить вторую
часть задания нет;
2 балла – первое задание выполнено верно, есть попытка выполнить вторую
часть задания, но число кружков неверное;
3 балла – выполнены верно обе части задания;
20

Задание 5. «Дорожка»
Цель. Выявление степени согласованности движения руки со зрительным
контролем.
Инструкция: Проведите линию посередине дорожки. Постарайся не
отрывать карандаш от бумаги.

Оценка:
0 баллов – линия прерывистая, наличие тремора
1 балл – линия выходит за края дорожки;
3 балла – задание выполнено правильно;
№ п/п

Фамили
я имя

1

2

3

4

5

Всего

Примечания

1.
2.
3.
4.
5.
6.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».