Адаптированная Юный волшебник

1. Пояснительная записка
В последние годы стало более заметным стремление изменить
сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ОВЗ в лучшую
сторону.
Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностям
здоровья (в том числе с умственной отсталостью) к интеграции в общество
требуется разработка новых теоретических подходов к обучению,
воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду.
Дополнительная
адаптированная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Юный волшебник» имеет художественную
направленность т.к. изобразительное творчество – специфическая детская
активность, которая является наиболее доступным видом познания мира
ребенком с ОВЗ.
Дополнительная
адаптированная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Юный волшебник» разработана на основе
нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022г. №678-р);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября
2023г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»
-Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства
просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного
образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр
от 28 июля 2023 года;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
2

-Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
-Письмо Минпросвещения от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
- Письмо Минпросвещения от 01.08.2019 № ТС-1780/07 «О направлении
эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с
ОВЗ как организационно-правовым ориентирам решения масштабной
федерального проекта “Успех каждого ребенка»;
- Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 №
ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»);
-Устав и нормативные документы МАОУ ДО «Учебный комбинат».
Актуальность программы.
Содержание дополнительной адаптированной общеобразовательной
общеразвивающей программы предусматривает, в основном, использование
художественных нетрадиционных техник. Нетрадиционные техники дают
возможность создавать доступными средствами, интересные по содержанию
образы.
В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с
использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее
благоприятной для творческого развития способностей детей с умственной
отсталостью.
Приобщение детей к практической художественной деятельности
способствует развитию в них творческого начала, требующего активности,
самостоятельности, проявления фантазии и воображения.
Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти,
координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством
коррекции психического развития детей с ОВЗ.
Актуальность
данной
дополнительной
адаптированной
общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что:
-программа социально ориентирована на детей, требующих особого
внимания;
-предназначена для удовлетворения образовательных потребностей
детей с умственной отсталостью в области изобразительного искусства;

3

-способна обеспечивать включение ребенка в новые формы
организации социальной жизни, тем самым обеспечивая социализацию и
адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;
-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения
интересов ребенка, развития его индивидуальности на основе
самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный
успех;
-обеспечивает оказание досуговых услуг в области художественноизобразительной деятельности, которые пользуются все большим спросом у
детей с ОВЗ (умственной отсталостью) и у их родителей.
Новизна программы предполагает новые методики преподавания,
включение в программу помощи в социальной адаптации детей с ОВЗ через
занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного
искусства.
Отличительная особенность программы обусловлена тем, что она,
рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у
детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и
усидчивости. Занятия по рисованию открывают детям с ОВЗ путь к
творчеству, развивают их фантазию и художественные возможности. В
процессе обучения рассматриваются различные методики выполнения работ
с использованием самых разнообразных техник.
В процессе реализации программы у умственно отсталых детей
развивается способность работать руками под контролем сознания,
совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев,
развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для детей с умственной
отсталостью.
Цель – развитие творческих способностей детей с умственной
отсталостью через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с основами изобразительной грамоты;
-познакомить с особенностями художественных техник
-формировать умение пользоваться художественными материалами и
инструментами изобразительного искусства;
-формировать элементарные представления о форме, цвете,
композиции, размерах и пространственных отношениях.
Развивающие:
-развивать изобразительные умения и навыки;
-развивать мелкую моторику;
4

-развивать умение работать по алгоритму;
-развивать творческое взаимодействие со сверстниками и педагогом;
- развивать внимание, воображение, наглядно-образное мышление;
- корректировать и развивать произвольное поведение, познавательные
процессы;
- развивать доброжелательное отношение к окружающим, веру в себя, в
свои возможности.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к художественному творчеству;
-формировать коммуникативные качества: дружелюбие, готовность
сотрудничать, вежливость, культуру поведения в коллективе;
-воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость,
-развивать чувство собственного достоинства, стремление к активной
деятельности, терпение, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое
дело до конца;
-воспитание бережного отношения к материалам, инструментам.
Аннотация программы.
Программа дополнительного образования «Юный волшебник» имеет
художественную направленность, разработана для детей с ОВЗ
(умственной отсталостью) от 8 до 12 лет, с учетом их особенностей и
рекомендаций ТПМПК.
Уровень программы. Программа имеет стартовый уровень обучения.
Группа формируется из детей 8-12лет.
Максимальная наполняемость группы - 5 человек.
Срок реализации – 1 год.
Объем реализации программы составляет – 72 часа.
Продолжительность – 36 недель. Недельная нагрузка составляет – 2
часа в неделю. Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Методы и приемы обучения:
Для активизации творческого потенциала используются следующие
методы и формы работы:
-экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных
техник рисования;
-игры с красками (изобразительным материалом);
-беседы,
рассказывание,
загадки
оживляющие
интерес
и
активизирующие внимание;
-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать
учебный материал (рисунки, репродукции работ известных художников,
фотографии, лучшие детские работы, альбомы по изобразительному
искусству);
5

-организация индивидуальных и коллективных форм художественного
творчества;
-организация выставок, конкурсов;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-прослушивание музыкальных и литературных произведений.
-работа с раздаточным материалом;
-метод непосредственного показа.
Выбор форм и методов работы зависит от особенностей детей, их
личностных качеств, знаний, умений, навыков, а также возраста
обучающихся учебной группы.
Форма обучения: очная.
Форма организации занятий: групповая форма.
Форма организации учебного занятия: комбинированная
(индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая
работа).
Структура ООД:

Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры

Упражнения на развитие когнитивных способностей

Теоритический материал

Практическая работа
Формы контроля:
Для выявления возможной результативности должен быть учтен ряд
факторов:
- особенности текущего психического, неврологического и
соматического состояния каждого ребенка;
-учёт уровня выполнения и степень самостоятельности ребенка
(самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой
или значительной технической помощью, вместе со взрослым);
- оказание необходимой помощь (дополнительные словесные и
жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по
образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно
со взрослым).
Система оценивания учебных достижений базируется исключительно
на позитивном отношении к каждому ребенку, независимо от его
индивидуальных возможностей. Уровень достижений каждого ребенка
оценивается в сравнении с его предыдущими результатами.
Для
отслеживания
результатов
деятельности
обучающихся
используются следующие методы:
- педагогические наблюдения;
- опрос, беседа;
- тестирование.
6

2. Особенности развития детей 8 – 12 лет
Дети с нарушением интеллекта — наиболее многочисленная категория
детей с ОВЗ. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является
развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция
поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и
умений, изобразительная деятельность является одной из форм усвоения
ребенком социального опыта, развития наблюдательности, смекалки,
воспитания творческой личности.
Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети
выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как
наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является
рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности
выражения оно приближается к игре.
Процесс овладения навыками и умениями изобразительной
деятельности детьми с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет
ряд особенностей. Последние связаны с неточностью восприятия,
недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а
также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования
последовательности действий и осуществления контроля. У этих детей не
развита или нарушена мелкая моторика, координация движений, не
сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающей
жизни.
3.

Планируемый результат

Предметный

умение использовать различные техники;

-умение использовать инструменты и материалы по назначению;

-интерес к изобразительной деятельности;

-знание и понимание названий и свойств изобразительных
средств и материалов.
Метапредметный

умение использовать навыки, полученные на занятиях.

развитие мелкой моторики

умение работать по алгоритму

развиты познавательные процессы (внимание, воображение,
наглядно – образное мышление); произвольное поведение.

формирование положительной мотивации к совместной
творческой деятельности.
7

Личностный

интерес к изобразительной деятельности;

сформированные коммуникативные качества: дружелюбие,
готовность сотрудничать, вежливость, культура поведения в коллективе;

развитое чувство собственного достоинства, стремление к
активной деятельности, терпение, усидчивость, аккуратность;

умение использовать инструменты и материалы по назначению;

4. Учебный план
№
п/п

Тема, раздел

Количество часов
теория

практика

всего

Форма
контроля

1

Вводное занятие

1,25

0,75

2

Педагогическое
наблюдение,
тестирование

2

Основы изобразительной
грамоты

0,75

2,25

3

Наглядный
показ
материалов.
Мастер - класс.

3

Нетрадиционные техники
рисования

13,25

39,75

53

Рисунки,
поделки,
экспериментиро
вание,

4

Промежуточная аттестация

0,25

0,75

1

Педагогическое
наблюдение,
тестирование

5

Пластилинография

1

3

4

Поделки

6

Бумагопластика

1,75

5,25

7

Поделки

7

Итоговая аттестация

0,5

1,5

2

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание.
Итоговое
тестирование

18,75

53,25

72

Итого

8

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие (2 ч.)
Теория
Вводная беседа об изобразительном искусстве. Содержание и задачи
занятий. Ознакомление с режимом работы и техникой безопасности, Показ
образцов готовых работ, слайдов.
Практика
Графические обучающие упражнения карандашом, кистью. Входное
тестирование.
Тема 2. Основы изобразительной грамоты (3 ч.)
Теория
Художественные
материалы,
применяемые
изобразительной деятельностью
Практика
Беседа, мастер - класс.

на

занятиях

Тема 3. Нетрадиционные техники рисования (53 ч.)
Рисование гуашью методом тычка, пальчиками, печать ладонями
(15 ч.)
Теория
Рисование гуашью методом тычка (ватным тампоном и ватной
палочкой): для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон)
опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий
определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому
контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной
неоднородной фактуры. (Жёсткой полусухой кистью) - используется жёсткая
кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, держа
вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация
фактурности пушистой или колючей поверхности. Развивать чувство ритма,
композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. Показ образцов
готовых работ.
Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с
рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.
Дети учатся владеть художественными инструментами, и поэтому детям
легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или
кисточки. На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать
точками, пятнышками, разводами - и на улице пойдет снег, а из труб потянет
дымок, а какая гроздь винограда, просто загляденье. Детям очень нравится
рисовать ладошками. Обмакиваем ладонь ребенка в краску, и малыш ставит
9

ею отпечаток на бумаге, затем дополняем рисунок пятнашками от пальчиков,
и получился жираф, к столбику прижали ладошку и нарисовали пальчиками
точки – получился осенний лес. А если разукрасить ладонь в разные цвета, то
могут получиться забавные осьминоги, или веселое солнышко и красивая
бабочка.
Практика
Обучающие упражнения ватным тампоном, ватными палочками
(тычок) и жёсткой кистью. Темы работ: «Осеннее дерево «Берёза»; «Осенние
листья и листопад»; «Лес»; «Дерево»; «Рукавички для детей»; «Гроздь
рябины»; «Подсолнухи»; «Платье для праздника или костюм»; «Мои
любимые животные»; «Украсить свитер»; «Нарисуй любую чашку и укрась
ее».
Темы работ: «Рыбка», «Морское дно», «Божьи коровки на лужайке»,
«Солнышко лучистое», «Разноцветные ладошки».
Рисование по сырому фону, примакивание, комкание бумаги,
набрызг (4 ч.)
Теория
Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится
изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане.
Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок
высохнет или набрать на кисть густую краску.
Примакивание - это способ рисования красками. Берем кисточку,
набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге.
Комкание бумаги. Закрепить умение комкать салфетки и делать из них
цыплят, дорисовывать детали гуашью.
Набрызг. На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая
гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок.
Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на
бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой
или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить
волны, бахрому, густую траву и т.д. Учить создавать образ звездного неба,
используя набрызг. Развивать цветовосприятие.
Практика
Темы работ: «Цветики – цветочки», «Цветочная поляна», «Цыплята»,
«Звездное небо».
Оттиск пробкой, пенопластом, поролоном, печатками из
картофеля, ластика (12 ч.)
Теория
«Оттиск пробкой» - используются различные пробки и крышки.
Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с
краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и
пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х
сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).
10

«Оттиск печатками из картофеля» - из картофеля заготавливаются
заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской,
лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную
подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого
цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности
используется кисть для нанесения другого цвета краски.
«Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом» способ получения изображения одинаков, что и выше перечисленный.
Правило – не используется вода.
Практика
Темы работ: «Домик»; «Цветочек для родителей»; «Узоры»; «Весеннее
дерево»; «Фрукты».
Свеча (восковой мелок) + акварель; чёрный маркер и акварель;
рисование с помощью манки, соли с добавлением краски (4 ч.)
Теория
Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками),
затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель
скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
Правило - должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него
был чётким, ярким. Чёрный маркер и акварель. Учить рисовать кораблики,
используя в качестве корабликов шаблон. Закрепление умения закрашивать
рисунок.
Рисование с помощью манки, соли с добавлением краски. На лист
бумаги карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски).
Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются
манной крупой. Дать подсохнуть, лишнюю крупу стряхнуть. Когда рисунок
высохнет – раскрасить гуашью.
Практика
Темы работ: «Морозные узоры», «Елочные игрушки»; «Кораблики в
море»; «Снегири».
Граттаж (4 ч.)
Теория
Граттаж. Рисунок выделяется путем процарапывания пером или
острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не
расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего
несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести,
царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
Практика
Темы для работы: «Жар птица», «Природа».
Кляксография; рисование акварелью методом выдувания (5 ч.)
Теория
Кляксография. Хорошо развивают воображение игры с кляксами
(кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и
выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке.
11

Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают
изображение, определяют: «На что же это похоже?».
Рисование акварелью методом выдувания. Для работы в данной
технике понадобится: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в
маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая
ложечка или пипетка, коктельная трубочка, цветные карандаши, кисточка,
краски для дорисовывания изображения.
Технология изображения: 1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой
(пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое
пятно (капельку). 2. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу-вверх в
разные направления так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. 3.
Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по
отдельности в нужном направлении. 4. Для получения более мелких веточек
каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправовлево, вверх-вниз. 5. При необходимости процедура повторяется (т. е.
капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть). 6. Недостающие
детали дорисовываются карандашами или красками.
Практика
Тема для работ: «На что похоже»; «Узоры»; «Бабочки»; «Деревенский
луг».
Рисование по трафарету (4 ч.)
Теория
Рисование по трафарету. Ребенок прикладывает трафарет к бумаге,
обмакивает поролон в краску, затем примакивает поролон по трафарету,
далее аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру
после высыхания краски.
Практика
Темы для работ: «Транспорт»; «Бабочки»; «Цветы»; «Жизнь в городе».
Рисование по мятой бумаге (4 ч.)
Теория
Рисование по мятой бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах
изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной,
темной — это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге
очень просто. Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно
разглаживаем и начинаем рисовать.
Практика
Темы для работ: «Цветы в подарок маме»; «Космос»; «Птицы»;
«Матрёшка».
Тема 4. Промежуточная аттестация
Теория
Объяснение задания
Практика
Выполнение задания детьми
12

Тема 5. Пластилинография (4 ч.)
Теория
Плоскостная лепка, рисование пластилином. Принцип данной техники
заключается в создании лепной картины с изображением более или менее
выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Практика
Темы для работ: «Озеро, пруд»; «Фрукты в вазе», «Божьи коровки на
лужайке»
Тема 6. Работа с бумагой (7 ч.)
Аппликация из мятой бумаги, рваная аппликация (4 ч.)
Теория
Аппликация из мятой бумаги, рваная аппликация. Данное направление
работы помогает расширить представления детей о различных материалах,
используемых в пластике. Бумага - хороший пластичный материал, работа с
которым формирует у детей устойчивый интерес к творчеству. Бумажную
пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности:
лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа.
Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах
изобразительной деятельности являются форма, цвет, композиция.
Практика
Темы для работ: «Снеговик»; «Солдатик
Скатывание бумаги (3 ч.)
Теория
Скатывание бумаги. Берётся бумага и мнется в руках, пока она не
станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными
(маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек
опускается в клей и приклеивается на основу.
Практика
Темы для работы: «Открытка для мамы»; «Лесные животные».
Тема 7. Итоговое занятие и тестирование (2ч.)
Теория
Учить рассматривать рисунки на выставке. Поощрять эмоциональные
высказывания.
Практика
Итоговый тест (проверка умений, знаний).

13

6. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Основные характеристики образовательного Показатели
процесса
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
72
Количество часов в неделю
2
Количество часов по программе
72
Начало и окончание занятий при обучении в 01.09. – 29.12
1-е полугоде
Начало и окончание занятий при обучении 09.01. - 31.05
во 2-е полугодие
Календарно-тематическое планирование

1.

2.

3.

4.

Месяц

Тема занятия

сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь

Вводное занятие
Диагностика
Материалы для рисования
Цветовое изображение. Соотношение
цвета с предметом.
Форма предметов.
Осеннее дерево «Берёза» (метод тычка)
Осенние листья и листопад (метод тычка)
Лес (метод тычка)
Дерево (метод тычка)
Рукавички для детей (ватные палочки)
Гроздь рябины (ватные палочки)
Подсолнухи (ватные палочки)
Платье для праздника (ватные палочки)
Платочек (оттиск)
Воздушные шары (оттиск)
Моя любимая игрушка (оттиск)
Рыбка (рис. пальчиками)
Морское дно (рис. пальчиками)
Божьи коровки на лужайке (рис.
пальчиками)
Солнышко лучистое (ладошки, пальчики)
Разноцветные ладошки (рис. ладошки)
Цветики – цветочки (рис. по сырому)
Цветочная поляна (примакивание)
Домик (оттиск)
Цыплята (комкание бумаги)
Снеговик (мятая бумага)

сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь

Кол-во часов по
теме
теория
практ
ика
0,75
0,25
0,5
0,5
0,25
0,75
0,25
0,75

Всего
часов
1
1
1
1

0,25
0,25
0,25
0,25
0.25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75

1
1
1
1
1
1
1
14

5.

6.

7.

8.

9.

декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
март
март
март
март
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май
май
май
май
май
май

Снеговик (мятая бумага)
Ёлочка пушистая, нарядная (оттиск)
Звездное небо (набрызг)
Озеро, пруд (пластилинография)
Озеро, пруд (пластилинография)
Промежуточная аттестация
Фрукты в вазе (пластилинография)
Морозные узоры (свеча)
Елочные игрушки (восковой мелок)
Елочные игрушки (оттиск)
Красивые снежинки (свеча)
Снегири (манка, соль)
Украсить свитер (метод тычка)
Мои любимые животные (метод тычка)
Солдатик (рваная бумага)
Солдатик (рваная бумага)
Узоры (оттиск)
Узоры (оттиск)
Цветочек для родителей (оттиск)
Весеннее дерево (оттиск)
Открытка для мамы (скатывание бумаги)
Лесные животные (скатывание бумаги)
Лесные животные (скатывание бумаги)
Жар птица (граттаж)
Жар птица (граттаж)
Природа (граттаж)
Природа (граттаж)
На что похоже (кляксография)
На что похоже (кляксография)
Узоры (выдувание)
Бабочки (выдувание)
Деревенский луг (выдувание)
Космос (рис. мятая бумага)
Птицы (рис. мятая бумага)
Цветы в подарок маме (рис. мятая бумага)
Матрёшка (рис. мятая бумага)
Кораблики в море (восковые мелки)
Фрукты (оттиск)
Божьи коровки на лужайке
(пластилинография)
Транспорт (трафарет)
Жизнь в городе (трафарет)
Цветы в вазе (трафарет)
Весенний луг (трафарет)
Свободное рисование (оттиск)
Диагностика
Итоговое занятие
Итого

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,5

0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,5
1
53,25

1
1
1
1
1
1
1
72

18,75

15

7. Условия реализации программы
7.1

Материально-техническое обеспечение

- кабинет, мебель: шкафы для хранения наглядных пособий,
изобразительных средств, рабочие столы; стулья;
-оборудования: компьютер, магнитофон, доска для оформления
выставок детских работ, магнитная доска;
-наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью
включающие различные кисти, ножницы, стаканчики-непроливайки для
воды, палитры;
7.2 Кадровое обеспечение
В реализации программы участвует педагогический работник, имеющий
среднее профессиональное или высшее образование, прошедший повышение
квалификации и имеющий установленную квалификационную категорию
«педагог дополнительного образования».
7.3 Информационное обеспечение
 фотоаппаратура;
 компьютер;
 интернет-ресурсы:
- Диагностика мелкая моторика рук детей 5-6 лет Л.В. Лопатиной
- Сиротюк, А.Л. Сенсомоторное развитие дошкольников: практическое
пособие http://biblioschool.ru/index.php?page=book&id=238366
- https://multiurok.ru/files/master-klass-netraditsionnaia-tekhnika-risovanii-2.html
Творческие
игры
по
рисованию
https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2020/04/09/tvorcheskie-igry-porisovaniyu
7.4 Методическое обеспечение
Картотеки:
 Картотека дидактических игр по изо
 Картотека пальчиковой гимнастики;
 Картотека физминуток;
Картотека тематических бесед;
Картотека игр на развитие мелкой моторики рук
Дидактические пособия:
-натуральные объекты; муляжи
-изображения предметов и явлений природы (картинки, фотографии,
иллюстрации);
-алгоритмы выполнения работ;
-репродукции картин; плакаты
-альбомы с демонстрационным материалом;
16

-рабочие альбомы с материалом для раскрашивания;
-презентации;
-аудиозаписи;
-бумага (белая, цветная, ватман),
-карандаши (простые, цветные),
-мелки (пастель, восковые и др.);
- фломастеры,
-маркеры,
-краски (акварель, гуашь),
-альбомы для рисования;
-Вспомогательный расходный материал:
-клей,
-губка,
-соль,
-манка,
-пищевые красители,
-пищевая пленка,
-бумажные салфетки,
-нитки разной толщины,
-мятая и гофрированная бумага,
-жидкое мыло,
-трубочки для коктейля,
-ватные палочки,
-пластилин.
8. Система контроля подготовленности
Форма аттестации:
Предусматривается три вида диагностики – входящая, промежуточная и
итоговая диагностика, позволяющие проследить динамику развития тех или
иных личностных качеств, предметных достижений.
Входящая диагностика Таблица 1 (сентябрь) осуществляется при
комплектовании учебной группы (тестовых задания, беседы, наблюдений за
самостоятельной изобразительной деятельностью), с учётом рекомендаций
ТПМПК
Промежуточная диагностика Таблица 2 (декабрь) Творческое
задание
Для выявления недостатков и достоинств детского творчества и работы над
ними, по окончании изучения каждого раздела программы целесообразно
производить просмотр и анализ детских рисунков.
Итоговая диагностика Таблица 1(май) осуществляется по
результатам освоения дополнительной образовательной программы в целом.

17

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, наблюдение, тесты. Организация ежемесячных
выставок детских работ для родителей. Участие детей в конкурсах
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
тематическое открытое занятие – 1 раз в год (май)
9. Список литературы
9.1. Нормативные документы
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022г. №678-р);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023г.
№ 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»
-Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства
просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного
образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр
от 28 июля 2023 года;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
-Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
-Письмо Минпросвещения от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении
образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
18

- Письмо Минпросвещения от 01.08.2019 № ТС-1780/07 «О направлении
эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с
ОВЗ как организационно-правовым ориентирам решения масштабной
федерального проекта “Успех каждого ребенка»;
Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 №
ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»).
9.2. Список литературы для педагога
1. Волшебный мир народного творчества / под ред. Т. Я. Шпикаловой, М.:
Просвещение, 2015. 150 с.
2. Григорьева Г. Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности / Г.
Г. Григорьева. М.: Педагогика, 2000. 130 с.
3. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы / Г. Н. Давыдова. М.:
Скрипторий, 2014. 34 с.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования / Г. Н. Давыдова.
М.: Просвещение, 2015. 54 с.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей / Г. Н. Давыдова.
М.: Скрипторий, 2014. 43 с.
6. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей /
Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2014. 89 с.
7. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с
детьми с ОВЗ. Методическое пособие – Староверова М.С., Ковалев Е.В.,
Захарова А.В. М: Владос, 2019. 167с.
8. Комарова Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. М.:
Мозаика-Синтез, 2015.115 с.
9. Необыкновенное рисование: учебное издание из серии «Искусство –
детям». М.: Мозаика-Синтез, 2016. № 2.
10. Никологорская О. А. Волшебные краски / О. А. Никологорская. М.: АСТПресс, 2015. 97 с.
11. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике / Н. Г.
Пищикова. М.: Скрипторий, 2014. 51 с.
12. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной
изобразительной деятельности / Ю. В. Рузанова. СПб: Издательство «Каро»,
2016. - 64 с.
13. Танцюра С.Ю., Курышина Е.Ю. Сопровождение ребенка 5—7 лет с ОВЗ в
условиях коррекционно-образовательного процесса /Танцюра С.Ю. М:
СФЕСО, 2019. с 64.

19

14. Тимофеева Т.Б., Мухаев М.П., Трубачев Ю.В. Ориентировка в
пространстве практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения
/ Казакова Н. М: Феникс, 2010 г. 94 с.
9.3. Список литературы для обучающихся и родителей
1.
Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать, и красиво
рисовать. М.: Ярославль, 2015. 203с.
2. Михайлина М., Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. М.:
Минск, 2014. 95 с.
3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. М.: Ярославль. Академия развития,
2006. 96с.
9.4. Информационные ресурсы
1.
Диагностика мелкая моторика рук детей 5-6 лет Л.В. Лопатиной
2.
Сиротюк, А.Л. Сенсомоторное развитие дошкольников: практическое
пособие http://biblioschool.ru/index.php?page=book&id=238366
3.
https://multiurok.ru/files/master-klass-netraditsionnaia-tekhnika-risovanii2.html
4.
Творческие
игры
по
рисованию
https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2020/04/09/tvorcheskie-igry-porisovaniyu

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Таблица №1
Входящий тест
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Тематика задания

1

2

Баллы
3

4

5

Владение карандашом
Чёткость линий
Владение кистью
Владение пластилином
Скорость усвоения инструкции
Владение понятиями «правый левый», «верх – низ»
Цветоразличение (знание цветов и
их оттенков)

Нормы оценки теста:
Результаты оцениваются по пятибалльной шкале, где
1 – низкое развитие,
2 - слабое развитие,
3 - 4 – среднее развитие,
5 – соответствующее возрасту развитие.

21

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Таблица № 2
Творческое задание «Дорисовывание кругов»
№ Ф. И.
п/п ребёнка

продуктивность
баллы
1
2
3

общий
балл

оригинальность
баллы
1
2
3

общий
балл

1
2
3
4
5
Задание: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на
нем 3 кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается
рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы,
дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое
задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им
возможность
осмысливать,
модифицировать
и
трансформировать
имеющийся опыт.
Анализ результатов выполнения задания
Выполнение этого диагностического задания оценивается
следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов,
оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в
образы оформлялись все 3 круга, то выставляется оценка 3, если 2 круга, то
выставляется оценка 2 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются.
Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности
выполнения задания в целом.
Результаты выполнения детьми задания по критерию
«оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе:
Оценка 3 балла - высокий уровень - ставится тем детям, которые
наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно
без повторения одного (яблоко - желтое, красное, зеленое; мордочки
зверюшек - заяц, мишка и т.п.) или близкого образа.
Оценка 2 балла - средний уровень - ставится тем детям, которые
наделяли образным значением все или почти все круга, но допускали почти
буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень
простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и
т.п.).
22

Оценка 1 балл - низкий уровень - ставится тем, кто не смог наделить
образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.
Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество
выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность
выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок
ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и
закрашивания).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Вопросы итогового тестирования по программе «Юный волшебник»
Таблица № 3
№ п/п

Ф. И.
ребёнка

Вопросы
Сколько
цветов в
радуге?

Из
каких
цветов
состоит
радуга?

Какие
цвета
нужно
смешать,
чтобы
получить
зеленый?

Общий
балл
Какие цвета
считают
холодными
?

Какие
цвета
считают
теплыми?

1
2
3
4
5
Нормы оценки теста:
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 5 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «отлично» - 5 правильных ответов,
«хорошо» - 3 правильных ответа,
«удовлетворительно» - 2 правильных ответа.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».