Содержание
Пояснительная записка
Раздел
1.
Организационно-правовое
обеспечение
образовательной
деятельности
1.1. Общие сведения организации
1.2. Историческая справка
1.3. Лицензия на осуществление образовательной деятельности
1.4. Кадровое обеспечение подготовки специалистов
1.5. Организационное управление
Раздел 2. Миссия учреждения, цели и задачи программы
Раздел 3. Организация образовательной деятельности
3.1. Регламент образовательного процесса
3.2. Содержание образовательной программы
3.3. Планируемый результат
3.4. Прием обучающихся
3.5. ЛНА, регулирующие учебный процесс
Раздел 4. Программа воспитания
4.1. Цели и задачи воспитания
4.2. Формы и содержание воспитания
4.3. Направления самоанализа воспитательной работы
4.4. Календарный план воспитательной работы
Раздел 5. Материально-технические условия реализации программы
Заключение
2
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Современная
система
дополнительного
образования
представляет
возможность тысячам детей заниматься в соответствии со своими желаниями,
интересами и потенциальными возможностями.
В целях исполнения Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года по охвату детей дополнительным образованием, в том числе
технической направленности необходимо усилить (наладить) работу по
расширению вариативного спектра дополнительных программ, создания центров
выявления и поддержки талантливых детей.
Образовательная программа дополнительного образования в МАОУ ДО
«Учебный комбинат» обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности. Педагоги, разрабатывая авторские
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, стремятся
создать условия для развития творческой активности детей, реализую при этом
собственный профессиональный и личностный потенциал.
В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка
происходит развитие нравственных качеств личности, важную роль в которой
отводится воспитательной доминанте.
Таким образом, образовательная программа дополнительного образования
решает задачу успешной социализации детей, обеспечивает качество,
эффективность дополнительного образования детей за счет совершенствования
содержания, организационных форм и технологий.
Образовательная
программа
дополнительного
образования
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Учебный комбинат» (далее Учреждение) – это
организационно-нормативный документ, определяющий содержание и объемы
дополнительного образования, специфику деятельности образовательного
учреждения, структурированную по программам учебных групп и нацеленную на
достижение проектируемых результатов.
Образовательная программа Учреждения разработана в соответствии с:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Указа Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в РФ
Десятилетия детства»;
-Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022г. №678-р);
-Приказа Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3
- Письма Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
-Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом (с изменениями и дополнениями);
-Протокола заочного голосования Экспертного совета Министерства
просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования
детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023
года;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
-Уставом МАОУ ДО «Учебный комбинат», программой развития МАОУ ДО
«Учебный комбинат» и другими локально-нормативными документами
учреждения.
Настоящая образовательная программа характеризует специфику содержания
дополнительного образования и особенности организации образовательного
процесса в Учреждении.
4
РАЗДЕЛ 1. Организационно-правовое обеспечение образовательной
деятельности
1.1.Общие сведения организации
Полное
наименование Муниципальное
автономное
образовательной организации
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
«Учебный комбинат»
Сокращенное
наименование МАОУ ДО «УК»
образовательной организации
Руководитель
Сафронова Ольга Вячеславовна
Адрес организации
623270,
Свердловская
область,
г.Дегтярск, ул. Культуры, 29
Телефон
8 (34397) 6-32-66
Адрес электронной почты
moumuk2@rambler.ru
Сайт организации
http://dgmuk2.uralschool.ru
Учредитель
Управление образования городского
округа Дегтярск
Режим работы
Режим работы:
Понедельник-Суббота
Воскресенье – выходной
График работы:
Понедельник-Суббота с 8.30 до 18.00
Организационно-правовая форма Автономное учреждение
Тип образовательного учреждения Организация
дополнительного
образования
Сведения об учете в налоговом ИНН 6627012920
органе
КПП 668401001
1.2. Историческая справка
Дата создания организации: 01.09.1979
«Межшкольный учебный комбинат №2» был образован на базе восьмилетней
школы № 17. Его основатели - директор Александр Николаевич Мальцев и зам.
директора по УВР Александр Александрович Буц проделали колоссальную
работу по созданию учебно-производственного процесса, учебные классы бывшей
общеобразовательной школы № 17 переоборудовались в производственные цеха,
мастерские, лаборатории средствами и силами базовых предприятий города:
филиалом УЗХМ, УОП, филиалом СПШО «Спорт». Организацией обучения на
профилях занимались мастера производственного обучения, направленные в УПК
от предприятий.
1979-1980 год - были открыты первые профили «Обработка тканей» и
«Обработка Металлов» (швея, токарь) для учащихся средних школ города.
1981год - открыли новый профиль обучения «Радиоэлектроника» (монтажник
радиоэлектронной аппаратуры и приборов), а на профиле «Обработка металлов»
начали обучать еще одной профессии «слесарь механосборочных работ».
5
1985 год - открыт профиль «Основы агротехники» по подготовке
трактористов.
1987 год - основаны профиль «торговое обслуживание» подготовка продавцов
продовольственных товаров и профиль «штукатуры- маляры».
1989 год - открыт профиль «основы педагогических знаний» (помощник
воспитателя).
1990 год - открыты еще два профиля по подготовке медсестер и чертежников.
1998 году комбинат был переименован в муниципальное образовательное
учреждение "Межшкольный учебно-производственный комбинат №2", цель
которого - помочь сформировать у школьников способность выбора сферы
профессиональной деятельности, оптимально соответствующей индивидуальным
особенностям и запросам рынка труда.
2000-2001 год - МУПК в соответствии с постановлением Правительства РФ
"Об утверждении Типового положения о межшкольном учебном комбинате" от
30.12.99 переименовывается в муниципальное образовательное учреждение
«Межшкольный учебный комбинат №2» г. Дегтярска.
2010 году - открыт новый профиль «Автодело» (слесарь по ремонту
автомобилей)
2011 г. – переименование в муниципальное казенное образовательное
учреждение «Межшкольный учебный комбинат № 2»
2015 г. – переименование в муниципальное казенное образовательное
учреждение дополнительного образования «Учебный комбинат»
2020 г. – переименование в муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования «Учебный комбинат»
2022 г. - открыт новый профиль IT- технологии. Информационное
обеспечение. Дизайн» (оператор ЭВМ).
Июль 2024 г. – получена лицензия на дополнительное образование.
Сентябрь 2024г. - открыт кружок «3Д моделирование».
1.3. Лицензия на осуществление образовательной деятельности
Выписка из реестра лицензий № ЛО35-01277-66-00195273
Срок действия: БЕССРОЧНАЯ
Лицензия выдана Министерством образования и молодежной политики
Свердловской области
Согласно действующей лицензии, Учреждение имеет право на ведение
образовательной деятельности дополнительному образованию детей и взрослых и
по программам профессионального обучения.
1.4. Кадровое обеспечение подготовки специалистов
Кадровый потенциал образовательной организации является одним из
важнейших ресурсов, обеспечивающих его развитие.
В 2024 году в Учреждении реализацию программы дополнительного
образования осуществляет 1 заместитель директора по УВР, в том числе 1 методист
дополнительного образования (таблица 1)
6
Таблица 1
Кадровый состав МАОУ ДО «Учебный комбинат»
Наименование категории работников
2024 год
Численность
работников (человек)
Численность работников - всего
в том числе:
Руководящие работники - всего
В том числе
Директор
Заместитель директора по УВР
Педагогические работники - всего
в том числе:
преподаватели
мастера производственного обучения
Методист по профориентации
Педагог дополнительного образования
Методист дополнительного образования
Учебно-вспомогательный персонал
Обслуживающий персонал
24
2
Удельный вес
численности
работников в общей
численности
работников (%)
100
8
1
1
10
4
4
42
7
1
1
0
1
3
9
30
4
4
0
4
12,5
37,5
Таблица 2
Квалификация педагогический работников
Общее количество
Количество
Доля педагогических
педагогических
педагогических
работников учреждения,
работников учреждения работников Учреждения,
имеющих первую и
(человек)
имеющих первую и
высшую
высшую
квалификационную
квалификационную
категории, от общего
категорию
количества
(человек)
педагогических
работников Учреждения
(%)
2022 2023
2024
2022
2023
2024
2022
2023
2024
10
9
10
4
4
4
40
44
40
Категорийность педагогических работников: высшая категория – 2 человека,
первая категория – 2 человека, 5 человека аттестованы на соответствие занимаемой
должности, 1 человека не аттестован (процедура аттестации будет проходить
осенью 2026 г.).
7
Таблица 3
Образовательный
уровень
педагогических
работников
Прошли курсы
последние 5 лет
с высшим образованием
6 чел.
из них высшее образование
педагогической направленности
60,0 %
0чел.
с незаконченным высшим
образованием
-
-
со средним специальным
образованием
4
40,0 %
из них среднее
профессиональное образование
педагогической направленности 2
20,0 %
с общим средним образованием
-
повышения
Состав
педагогического
коллектива
(основные
работники) по стажу
работы в данном
Учреждении
квалификации
-
за 9
90,0 %
0-1 лет
0
0,0%
1-5
6
60,0%
5-10 лет
0
0,0%
10-20лет
2
20,0 %
свыше 20 лет
2
20,0 %
В отчетном году, педагогические работники, принимающие участие в
реализации дополнительного образования, прошли курсы повышения
квалификации по таким программам:
Доступная среда для инвалидов и лиц с ОВЗ: средовые барьеры и их
преодоление на объектах социальной структуры, 36 часов;
Развитие инновационного технического творчества в дополнительном
образовании городского округа Ревда: опыт и перспективы, 8 часов
Основы обеспечения информационной безопасности детей, 36 часов
Повышение доступности дополнительного образования детей, 36 часов
Методическое сопровождение педагогического процесса в условиях
реализации ФГОС, 300 часов.
Требования к прохождению процедуры аттестации педагогических
работников, курсов повышения квалификации (не реже 1 раза в 3 года)
соблюдаются на 100%.
8
1.5. Организационное управление
Управление МАОУ ДО «УК» осуществляется в соответствии с действующим
законодательством, Уставом и строится на принципах единоначалия и
самоуправления.
Уставом Учреждения предусмотрена следующая структура органов
управления:
Наблюдательный совет Учреждения
К компетенции Наблюдательного совета относится рассмотрение:
-предложений Учредителя или директора Учреждения о внесении изменений
в Устав;
-предложений Учредителя или директора Учреждения о создании и
ликвидации филиалов Учреждения, об открытии и закрытии его представительств;
-предложений Учредителя или директора Учреждения о реорганизации
Учреждения или о его ликвидации;
-предложений Учредителя или директора Учреждения об изъятии имущества,
закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления;
-предложений директора Учреждения об участии Учреждения в других
юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества
в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого
имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или
участника;
-проект плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;
-предложений директора Учреждения отчетов о деятельности Учреждения и
об использовании его имущества, об исполнении плана его финансовохозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности Учреждения;
-предложений директора Учреждения о совершении сделок по распоряжению
имуществом, которым Учреждение в соответствии с законодательством
Российской Федерации не праве распоряжаться самостоятельно;
-предложений директора Учреждения о совершении крупных сделок;
-предложений директора Учреждения о совершении сделок, в совершении
которых имеется заинтересованность;
-предложения директора о выборе кредитных организаций, в которых
Учреждение может открыть банковские счета;
-вопросов проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности Учреждения
и утверждения аудиторской организации.
Наблюдательный совет является выборным представительным и
коллегиальным органом государственно-общественного управления Учреждения,
целью которого является обеспечение демократического и государственнообщественного управления Учреждением.
Директор
Непосредственное управление Учреждения осуществляет прошедший
соответствующую аттестацию директор, назначаемый муниципальными
правовыми актами городского округа Дегтярск. Директор МАОУ ДО «УК»
9
пользуется
правами
и
выполняет
обязанности,
предусмотренные
законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным
между директором и Учредителем от имени МАОУ ДО «УК» с учетом требований
законодательства
Российской
Федерации,
должностной
инструкцией,
утвержденной в установленном порядке.
Директор Учреждения:
-организует работу Учреждения;
-без доверенности действует от имени Учреждения, в том числе представляет
интересы Учреждения и совершает сделки от его имени;
-утверждает штатное расписание Учреждения, должностные инструкции
работников Учреждения, заключает трудовые договоры с работниками
Учреждения;
-в пределах своей компетенции издает приказы, дает указания, обязательные
для исполнения всеми работниками Учреждения;
-решает иные вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации,
Свердловской области и Уставом к компетенции директора Учреждения.
Общее собрание работников Учреждения
Общее собрание трудового коллектива Учреждения принимает решения по
вопросам, отнесенным действующим законодательством к компетенции общего
собрания трудового коллектива.
Педагогический совет Учреждения
Педагогический совет создан в целях управления образовательного процесса
в Учреждении, развития содержания образования реализации профессиональных
образовательных программ, повышения качества обучения обучающихся,
совершенствования методической работы, а также содействия повышению
квалификации педагогических работников. Заседания педагогического совета
проходят по плану.
РАЗДЕЛ 2. Миссия учреждения, цели и задачи программы
Принимая во внимание выше сказанное, Учреждение определило миссию на
предстоящий период - создание благоприятной среды, направленной на
обеспечение доступного и качественного дополнительного образования,
способного обеспечить потребности в творчестве и самореализации
подрастающего поколения.
Цель программы – создание благоприятной образовательной среды,
направленной на развитие мотивации подрастающего поколения в творчестве,
самореализации и профессиональной ориентации.
Цель программы достигается через решение следующих задач:
1.
Обеспечение доступности и равных возможностей обучающимся для
получения качественного образования
10
2.
Создание образовательной среды в учреждении для поддержки и
развития обучающихся с разными уровнями мотивации к образовательной
деятельности
3.
Обновление содержания и программно-методического обеспечения
дополнительного образования
4.
Оказание практико-ориентированной помощи обучающимся в
профессиональном
самоопределении,
выборе
пути
продолжения
профессионального образования
5.
Совершенствование профессиональных компетенций педагогического
персонала через систему непрерывного повышения квалификации, а также участие
в инновационном процессе.
РАЗДЕЛ 3. Организация образовательной деятельности
3.1. Регламент образовательного процесса
Учебный год в Учреждении начинается 01 сентября и заканчивается в
соответствии с календарным учебным графиком – 31 августа. На каждый учебный
год в Учреждении составляется календарный учебный график всей
образовательной деятельности Учреждения согласно учебным планам.
Продолжительность каждого учебного года-38 недель.
Расписание занятий в Учреждении является важнейшим документом,
определяющим четкую организацию учебного процесса, его методического и
финансового контроля, равномерную и систематическую работы обучающихся.
Расписание учебных занятий составляется в соответствии с учебным планом,
календарным учебным планом и утверждается директором. Расписание учебных
занятий вывешиваются на стенде в фойе Учреждения, а также подлежит
размещению на официальном сайте Учреждения
Учебная деятельность обучающихся предусматривает следующие формы
образовательного процесса: теоретические занятия, практические занятия, участие
в конкурсах, мастер-классах, итоговая аттестация. Форма обучения – очная.
Начало учебный занятий – 9 часов 00 минут
Окончание учебный занятий – 18 часов 30 минут
Продолжительность занятия составляет: для детей с 5 до 6 лет – 25 минут, для
детей от 6 до 7 лет – 30 минут, для детей от 7 лет – 40 минут. Занятия проводятся в
две смены. Учебный процесс осуществляется по 6-ти дневной рабочей неделе.
Занятия проводятся в 2 смены:
1-я смена с 9:00 до 12:30,
2-я смена с 15:00 до 18:30.
Формы контроля выбираются педагогом самостоятельно в соответствии с
ожидаемым результатом освоения дополнительной общеобразовательной
программы и включают текущий контроль успеваемости, промежуточную
аттестацию и итоговую аттестацию обучающихся.
Аттестация проводится в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и
11
итоговой аттестации обучающихся по дополнительным общеобразовательным
программам. Сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются
календарным учебным графиком, составляемым ежегодно заместителем директора
по УВР Учреждения:
- с 19 декабря по 25 декабря – с целью мониторинга достижения
обучающимися планируемых результатов освоения программы;
- с 01 мая по 28 мая – с целью обоснованности перевода на следующих год
обучения для обучающихся по многолетним программам (за исключением
программ, срок освоения которых составляет один учебный год).
Сроки проведения итоговой аттестации с 01 мая по 28 мая, которые
устанавливаются календарным учебным графиком, составляемым ежегодно
заместителем директора по УВР Учреждения и утверждаются приказом по
учреждению. Итоговая аттестация проводится с целью принятия решения о
завершении обучения по программе и выдаче соответствующего свидетельства (в
соответствии с рабочей программой).
Решение о завершении обучения оформляется приказом за подписью
директора Учреждения.
На всех этапах обучения педагогический персонал использует передовые
технологии и методы обучения. Наиболее распространенный и получивший
положительный отклик – практико-ориентированный подход к обучению.
Практико-ориентированный подход позволяет сформировать позитивное
отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу, что позволяет значительно
повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора
содержания учебного материала, помогающая учащимся оценивать значимость,
практическую востребованность приобретаемых знаний и умений.
3.2. Содержание образовательной программы
В соответствии с лицензией в отчетном периоде в Учебном комбинате
осуществляется реализация 1 образовательной программы и 3 программы
планируется к реализации в 2025/2026 учебном году.
Все рабочие программы рассмотрены на заседании педагогического совета.
Рабочие программы состоят из разделов: пояснительной записки, учебного плана,
содержания обучения, календарно-тематического планирования, планируемых
результатов, условий реализации программы.
12
Таблица 4
Учебный план МАОУ ДО «УК» на дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы
2024-2025 учебный год
Название программы
Срок реализации
программы
1 год
обучения,
час
2год
обучения,
час
3 год
обучения
час
Всего
часов по
программе
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «3Дмоделирование»
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Основы пирографии»
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Основы рукоделия»
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной
направленности «Учимся играя»
3 года
114
114
114
342
1 год
34
34
1 год
34
34
1 год
136
136
3.3. Планируемый результат
Планируемые результаты освоения программы подразделяются на
предметные, метапредметные и личностные результаты, которые соответствуют
целям и задачам программы.
Предметные результаты обучения – результаты, которые достигаются
обучающимися в процессе изучения конкретной программы по какой – либо
направленности. Это то, что конкретно должен знать и уметь ребёнок, исходя из
содержания ДООП.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные
качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
3.4. Прием обучающихся
Организация приема обучающихся в Учебный комбинат осуществляется в
соответствии с нормативными документами по организации приема. Правила
13
приема в МАОУ ДО «Учебный комбинат» на обучение по дополнительным
общеобразовательным программам утверждены директором. Прием в учреждение
производится без вступительных испытаний на общедоступной основе.
Приема обучающихся на программу 3-Д моделирование на 1 года обучения в
2024 году составил 15 детей.
Таблица 5
Сведения о приеме обучающихся
в МАОУ ДО «Учебный комбинат» в 2024 году
Название программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «3Дмоделирование»
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Основы пирографии»
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Основы рукоделия»
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной
направленности «Учимся играя»
ИТОГО
1 год
обучения,
чел
15
2год
обучения,
чел
13
3 год
обучения
чел
13
Всего чел.
по
программе
41
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
15
13
13
41
Внедрение новых форм работы с детьми, интерес к IT- технологиям,
оборудованный класс позволяет обеспечивать приток обучающихся в учреждение.
Комплектование учебных групп производится на основании Устава
Учреждения. В соответствии с учебным планом Учреждения определен уровень
учебных групп, учебная нагрузка, количество учебных занятий в неделю.
3.5. ЛНА, регулирующие учебный процесс
В целях организации образовательного процесса в Учебном комбинате
разработаны и действуют следующие локальные нормативные акты:
-Правила приема в МАОУ ДО «Учебный комбинат» на обучение по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
-Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по
14
дополнительным общеобразовательным программам МАОУ ДО «Учебный
комбинат»;
-Положение о порядке перевода и отчисления обучающихся по
дополнительным общеобразовательным программам в МАОУ ДО «Учебный
комбинат»;
-Положение о порядке оформления возникновения, изменения,
приостановления и прекращения образовательных отношений по дополнительным
общеобразовательным программам в МАОУ ДО «Учебный комбинат»;
-Правила внутреннего распорядка обучающихся МАОУ ДО «Учебный
комбинат»;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МАОУ ДО «Учебный комбинат»;
- Положение о ведении, заполнении и проверке журналов учета учебных
занятий МАОУ ДО «Учебный комбинат»;
- Положение о внутренней системе качества образования МАОУ ДО
«Учебный комбинат».
РАЗДЕЛ 4. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Воспитательная деятельность представляет собой многофакторный процесс,
т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных
учреждений, окружающей среды, общественных организаций, социальноэкономических условий, культурно-образовательных событий и др. Воспитание
является долговременным и непрерывным процессом, результатом которого
является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
Воспитательный потенциал программы заключается в совместной
деятельности субъектов образовательного процесса, в психологическом климате в
образовательной организации, содержании учебного материала, методов и форм
обучения и мн.др. Программа воспитания МАОУ ДО «Учебный комбинат» имеет
свои особенности, обусловленные спецификой дополнительного образования
детей. Программа воспитания является обязательной частью Образовательной
программы дополнительного образования МАОУ ДО «Учебный комбинат».
Программа воспитания имеет 4 подраздела.
4.1. Цели и задачи воспитания
Целью воспитательного процесса в МАОУ ДО «Учебный комбинат»
является создание единого образовательно-воспитательного пространства,
способствующего воспитанию инициативной личности с активной жизненной
позицией, с развитыми интеллектуальными способностями, творческим
отношением к миру, чувством личной ответственности, способной к
саморазвитию, ориентированной на сохранение общечеловеческих и
национальных ценностей.
Для реализации поставленной цели воспитания обучающихся, необходимо
решить следующие задачи:
15
- развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием
является развитие личности ребенка;
- использование инновационных педагогических технологий и методик
воспитательной работы с целью повышения воспитательный учебного занятия;
- формирование стратегии активной жизненной позиции, создание условий
для самореализации и самоопределения обучающихся, развитие познавательного
интереса;
- формирование позитивного уклада жизни, направленного на принятие общей
культуры нации, верности духовным традициям России, ответственности,
уважения к ценностям современного общества;
- поддержка активного участия детских объединений в жизни учреждения,
укрепление коллективных ценностей, включение обучающихся в реальные
социально-значимые мероприятия.
Принципы реализации программы:
1. Принцип гуманизации – через реализацию личностно-ориентированного
подхода, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к
нему.
2. Принцип сотрудничества – принципиально диалоговое воспитание,
приносящее высокие результаты развития, обучения и воспитания при
сохранении психологической комфортности.
3. Принцип психолого-педагогической поддержки – помогает участникам
процесса создавать обстановку психологической комфортности,
адаптироваться в сложных условиях.
4. Принцип целостного образования (основывается на единстве развития,
воспитания и обучения в образовательном процессе).
5. Принцип патриотического воспитания (формирование идентичности
личности с народом, историей, культурой и традициями российского
общества, воспитание ответственности за благополучие Родины, осознание
социальной ответственности, защита интересов Отечества).
Основным ожидаемым результатом воспитательного процесса выступает
личность ребенка, обладающего готовностью к саморазвитию.
4.2. Формы и содержание воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений:
Формы воспитания
Учебное занятие
Содержание
Результаты
Использование
Педагогическое
учебных занятий как наблюдение
источника поддержки
и развития интереса к
познанию
и
творчеству, содействие
успеху
каждого
ребенка
Модуль
«Воспитание
на
учебном занятии»
16
Проектная деятельность Ориентация
на
самостоятельную
деятельность с целью
развития
познавательных
навыков, критического
и
творческого
мышления
Взаимодействие
с Организация работы по
родителями
выявлению
образовательного
запроса
семьи,
просвещение
родителей
для
совместного решения
проблем воспитания и
социализации детей
Профориентационная
Содействие
работа
психологической
готовности детей к
самостоятельному,
реалистичному
и
осознанному выбору
профессии,
воспитанию граждан,
заинтересованных
в
своей самореализации
Мероприятия,
Организация значимых
общественно-полезные мероприятий
дела
направленных на
вовлечение детей в
общественно-полезные
дела, наделение их
организаторскими
полномочиями, при
этом опосредованное
педагогическое
руководство
Оценка проектных «Воспитание
на
и творческих работ учебном занятии»
Индивидуальный
«Взаимодействие
план
развития родителями»
детей
с
Диагностика,
«Профориентация»
мастер-классы,
профессиональные
пробы
Итоги
проведенных
мероприятий,
отчеты
ВКонтакте и
официальном
сайте
«Культурнообразовательные
события»
в
на
Модуль 1: «Воспитание на учебном занятии»
Учебное занятие в системе дополнительного образования направлено на
развитие личностно-смысловой сферы ребенка. Успешность обучающихся
рассматривается, как результат педагогической деятельности, а мера этой
успешности определяется только относительно личностного роста.
Целевые ориентиры:
− включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в
ходе которой они приобретают социально значимые знания, вовлекаются в
социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых
делах;
− формирование и развитие творческих способностей (программы
художественной направленности)
17
- формирование технологической грамотности (для программ технической
направленности);
- формирование духовно-гражданской позиции, национального самосознания
(для программ социально-гуманитарной направленности);
- формирование у детей научной и целостной картины мира, экологическое
самосознание (для программ естественнонаучной направленностей);
− реализация важных для личностного развития социально значимых форм и
моделей поведения;
− поощрение педагогами дополнительного образования детских инициатив и
детского самоуправления;
- привитие навыков критического мышления.
При описании преимущественных форм и видов учебной деятельности на
учебном занятии обязательным требованием является учет направленности
программ.
Формы и виды учебной деятельности обучающихся:
- групповые учебные занятия;
- теоретические занятия
- работа по индивидуальным планам;
- тестирование;
- творческая мастерская;
- участие в конкурсах, выставках, мастер-классах;
- постановка эксперимента;
- экскурсия и др.
Модуль 2: «Взаимодействие с родителями»
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии
взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Именно семья была,
есть будет важнейшей средой формирования личности. Однако семья не может
обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко
адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой
необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Социальные сети
вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское
общение, подрывают авторитет семьи, школы, образовательных учреждений.
Именно поэтому образовательным учреждениям и родительской общественности
необходимо объединить усилия по воспитанию детей.
Целевые ориентиры:
- воспитание духовно-нравственных ценностей;
- ориентация на создание устойчивой семьи, традиции семейных ценностей,
понимания брака, неприятие насилия;
- уважение к жизни, достоинству, свободе мировоззрения, национальной
принадлежности;
18
- вовлечение родительской
образовательные мероприятия.
Формы и методы работы:
общественности
в
социально-значимые
1. Индивидуальная работа:
консультирование;
тьюторское сопровождение
2. Групповая работа:
Дни открытых дверей;
родительские собрания
массовые мероприятия
открытые конкурсы
проведение мастер-классов, семейных мастерских
работа со СМИ.
Механизмы:
- диагностика семей
- мониторинг образовательных потребностей семей и уровня их
удовлетворенности образовательными услугами
- проведение тематических родительских собраний
- педагогическое просвещение родителей (направленное на изменение
восприятия ребенка, повышение информированности, расширение знаний о
методиках работы с детьми)
- творческие конкурсы
- реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Модуль 3. «Профориентация»
с 1 сентября 2023 года во всех школах России с 6 по 11-й класс внедрен
профориентационный минимум. Задачами профориентационной деятельности
являются: ознакомление школьников с миром профессий и становление у них
понимания важности правильного выбора профессии, формирование осознанного
выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на
основе профессиональных предпочтений, развитие готовности и способности к
саморазвитию и профессиональному самоопределению.
Профориентация школьников может быть реализована с использованием
ресурсов системы дополнительного образования детей, а также с привлечением
организаций, реализующих программы профессионального обучения. Именно
программы ранней профориентации содействуют психологической готовности
детей к самостоятельному, реалистичному и осознанному выбору профессии,
воспитанию граждан, заинтересованных в своей самореализации.
Целевые ориентиры:
19
- ориентация на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности с учетом потребностей семьи и общества;
понимание
специфики
регулирования
трудовых
отношений,
самообразования и профессиональной самоподготовки, готовность учиться и
трудиться;
- уважение к труду и результатам труда, оценка своих трудовых достижений;
- учет индивидуальных интересов и возрастных особенностей.
Формы и методы работы:
1. Индивидуальная работа:
диагностика; консультирование.
2. Групповая работа:
тематические игры
профориентационные уроки, беседы
дискуссии
просмотр видеороликов и презентаций
проведение мастер-классов
экскурсии
профессиональные пробы/ стажировки
круглые столы, конференции
решение профессиональных кейсов
хакатоны
встречи со специалистами
Механизмы:
- образовательные коммуникативы (в рамках реализации программы)
- творческие конкурсы
- профориентационная работа
- компетентностный тренинг
- реализация дополнительных общеразвивающих программ, направленных на
раннюю профориентационную работу
- выявление детей, находящихся в ТЖС
Модуль 4. «Культурно-образовательные события»
Главные традиционные общие мероприятия, в которых принимает участие
большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совместно с педагогом и детьми. Это комплекс
коллективных творческих дел и мероприятий, интересных и значимых для
обучающихся, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Активное включение обучающихся в значимые события, способствуют сплочению
и развитию детского коллектива, появлению новых знаний, нового опыта.
Целевые ориентиры:
20
- опыт социально-значимой деятельности в волонтерском движении, опыт
участия в художественных, творческих объединениях и акциях;
- установка на солидарность и взаимопомощь, поддержку нуждающимся;
- установка на здоровый образ жизни, неприятие вредных привычек;
- адаптация к стрессовым ситуациям;
- навыки самоуправления.
Формы и методы работы:
Групповая работа:
- профилактические беседы (на тему «Безопасный интернет детям»,
«Безопасность дорожного движения», «Спички – детям не игрушки» и др.);
- участие в социальных проектах и акциях (посещение Дома престарелых
«Опека», «Письмо водителю», «Письмо солдату», «Окна Победы», «Белые
журавли», «Сбор макулатуры» и др.);
- просветительская деятельность (участие в движении волонтеров-медиков
«Вестники здоровья», участие в психолого-педагогических классах и др.);
- развлекательные мероприятия (праздничные мероприятия, посвященные
Дню Матери, Дню Педагогического работника, День защитника Отечества,
Международный женский день, День Космонавтики. День Победы, выпускной и
др.).
Механизмы:
- традиционные акции по направленностям;
- Дни открытых дверей;
- творческие отчеты и мероприятия.
4.3. Направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ воспитательной работы осуществляется по выбранным
направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и
социализации для последующего принятия управленческих решений.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самого учреждения.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
В процессе анализа рассматривается динамика достижения личностного
результата обучающихся. Анализ осуществляется на основе критериев,
обозначенных в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.
Способом получения информации о результатах воспитательной работы,
социальной адаптации и саморазвития обучающихся является:
- педагогическое наблюдение;
- диагностика,
- тестирование;
- анкетирование;
- экспертная оценка;
- проведение контрольных и других квалификационных работ.
21
Показателями организуемой в МАОУ ДО «Учебный комбинат»
воспитательной работы, являются:
- качество планирования воспитательной работы;
- системность воспитательной деятельности;
- координация всех звеньев воспитательной системы;
- наличие положительной эмоциональной атмосферы обучения,
доверительные отношения между педагогом и обучающимися;
- открытость воспитательного процесса;
- вовлеченность родителей или законных представителей в образовательный
процесс.
Итогом самоанализа является фиксация результатов, выявленных проблем,
над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, корректировка
действий для получения желаемых результатов. Итоги анализа оформляются в виде
отчета, составляемого заместителем директора по учебно-воспитательной работы
в конце учебного года, которые рассматриваются и утверждаются на
педагогическом совете.
4.4. Календарный план воспитательной работы
Программа воспитания – это стратегический документ, отражающий
стратегию воспитания образовательного учреждения на протяжении
определенного периода, а также календарный план воспитательной работы на
учебный год.
№ Название
события, Сроки
Ответственный Практический
п/п мероприятия
результат
Модуль 1. «Воспитание на учебном занятии»
1.1
1.2
1.3
Групповые занятия
Теоретические занятия
Работа по ИПР
Весь период Педагоги
обучения
дополнительного
образования
1.4
Тестирование
(два раза в год) Педагоги
дополнительного
образования
1.5
Творческие
выставки
1.6
Конкурсы
В
течение Педагоги
учебного года дополнительного
образования
1.7
Проектная деятельность
В
течение Педагоги
учебного года дополнительного
образования
мастерские, В
течение Педагоги
учебного года дополнительного
образования
Достижение
предметных
и
метапредметных
результатов
Оценка достижения
предметных
и
метапредметных
результатов
Оценка достижения
предметных,
метапредметных
и
личностных
результатов
Оценка достижения
предметных,
метапредметных
и
личностных
результатов
Оценка достижения
предметных,
метапредметных
и
личностных
результатов
22
Модуль 2. «Взаимодействие с родителями»
Проведение
родительских собраний
В
течение
учебного года
(не менее одно
раза)
3.1
Диагностика
3.2
Экскурсии,
мастерклассы,
профессиональные пробы
(7-е классы)
3.3
В
течение Методист
по Определение сферы
учебного года профориентации профессиональных
интересов, помощь во
построении
индивидуального
образовательного
маршрута
Февраль, март, Методист
по Определение сферы
апрель
профориентации профессиональных
интересов
7-ми
классников,
расширение знаний о
профессиях
В
течение Зам.директора по Расширение знаний о
учебного года УВР, методисты
мире профессий
Экскурсии,
мастерклассы
для
дошкольников, и детей
младшего
школьного
возраста
Тематические игры
В
течение Методист
по Расширение знаний о
учебного года профориентации мире
профессий,
опыт в принятии
решений
2.1
2.2
2.3
2.4
3.4
Зам.директора по
УВР, методист,
педагог
дополнительного
образования
Директор,
зам.директора по
УВР, методисты,
педагоги
дополнительного
образования
Информирование
родительской
общественности
о
выполнении
программы
Дни открытых дверей
Май
Информирование
родительской
общественности,
формирование
социального заказа на
образовательные
услуг
Проведение
мастер- Май
Директор,
Вовлечение
классов
зам.директора по родительской
УВР, методисты, общественности
в
педагоги
образовательный
дополнительного процесс
образования
Проведение
открытых В
течение Зам.директора по Вовлечение
конкурсов
учебного года УВР, методист, родительской
педагог
общественности
в
дополнительного образовательный
образования
процесс
Модуль 3. «Профориентация»
23
Модуль 4. «Культурно-образовательные события»
4.1
Профилактические
беседы
4.2
Участие в
проектах
4.3
4.4
В
течение Зам.директора по
учебного года УВР,
педагог
дополнительного
образования
социальных В
течение Зам.директора по
учебного года УВР,
педагог
дополнительного
образования
Участие
в В
течение Зам.директора по
просветительской
учебного года УВР,
педагог
деятельности
дополнительного
образования
Праздничные
В
течение Зам.директора по
мероприятия
учебного года УВР,
педагог
дополнительного
образования
4.5
Выпускной
4.6
Выставки
работ
Июнь
творческих В течение года
Знания о технике
безопасности в школе
и
дома,
ПДД,
пожарной
безопасности
Формирование таких
чувств,
как
сострадание, желание
помочь
Формирование
представлений о ЗОЖ
Понимание
культурного
наследия,
уважительное
отношение к труду,
старшему поколению
Директор,
Уважительное
зам.директора по отношение к труду,
УВР, методисты, ценность достижений
педагоги
Методист,
Уважительное
педагог
отношение к труду,
дополнительного ценность
образования
достижений,
рефлексия
24
РАЗДЕЛ 5. Материально-технические условия реализации программы
Учреждение организует образовательный процесс в здании общей площадью
1681,1 кв.м.
Учебные занятия проходят в кабинетах, имеющих санитарноэпидемиологическое заключение № 66.01.37.000.М.002253.08.23 от 28.08.2023г.
Программа
Номер
кабинета
22
Оборудование
Учимся играя
34
Основы
пирографии
33
1. Учебный класс
2. Стол письменный – 7 шт.
3. Стул – 14 шт.
Учебный класс – просторное светлое помещение,
оборудованное вентиляционной системой и отвечающее
санитарно-эпидемиологическим
требованиям
к
учреждениям дополнительного образования (СанПин
2.4.3648-20)
Столы, стулья по количеству обучающихся
Пирографы – 6 шт.
Фанера, деревянные заготовки
Наждачная бумага
Копировальная бумага (калька)
Бумага
Альбом для эскизов
Краски (акварель, гуашь), кисти, карандаши
Персональный компьютер, оборудованный доступом в
Интернет
Принтер
Лак ПФ, валики
Мастерская для проведения лакировки работ
Основы
рукоделия
10
3-Д
моделирование
1. Учебный класс
2. Персональный компьютер -9 шт.
3. 3D Принтер Hercules imprinta 2018-2шт.
4. 3D сканер Systems Sense Next Gen КНР- 2 шт
5. Пластик для 3D принтера
6. Проектор BenQ MX507 (ПДУ, USB, кабельVGA)
7. Стол компьютерный- 9 шт.
8. Стул- 9 шт.
9. Стол письменный-9 шт.
10. Доска меловая
11. Доска интерактивная
Учебный класс – просторное светлое помещение,
отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям
к учреждениям дополнительного образования (СаНПиН
2.4.3648-20)
Столы, стулья по количеству обучающихся
Бумага
Альбом для эскизов
Компьютер, принтер, проектор, экран
Крючки для вязания, спицы для вязания
25
Иглы для вышивания (мулине)
Пряжа (хлопковая, шерсть, полушерсть, акриловая)
Канва
Пяльцы
Фетр
Благоустройство территории и создание комфортных условий для учащихся и
педагогов.
В весенне-летний период на территории учреждения проводят окос травы,
стрижку кустов, обрезку сучков и веток деревьев, высадку цветов на школьную
клумбу, субботник по уборке территории. Каждый год, в мае проводится
акарицидная обработка территории.
В учебных кабинетах к новому учебному году проводится косметический
ремонт.
Заключительные положения
Результатом реализации образовательной программы дополнительного
образования является получение информации о качестве знаний, умений и навыков
обучающихся, завершивших обучение.
Руководство и педагогический коллектив Учреждения обеспечивают
проведение необходимых оценочных процедур и мероприятий, разработку и
внедрение системы оценки качества образования, учет запросов участников
образовательной деятельности, дальнейшее использование полученных
результатов.
Результаты оценки качества образования как источник объективной и
достоверной информации о соответствии содержания и качества подготовки
обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам используются Учреждением для принятия управленческих решений,
направленных на обеспечение и совершенствование качества образования в
Учреждении.
26