1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы рукоделия» разработана на основе нормативно-правовых документов: -Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); - Федерального закона от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; -Указа Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в РФ Десятилетия детства»; -Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р); - Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; -Приказа Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письма Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; -Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и дополнениями); -Протокола заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года; -Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.36852 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; -Устава и нормативных документов МАОУ ДО «Учебный комбинат». Актуальность программы. Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано руками человека. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Досуговая деятельность способствует приобщению младших школьников к труду, представляет детям свободу выбора, возможность развития умений. Занятия рукоделием способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, развитию мелкой моторики пальцев рук, эстетическому восприятию. Младший школьник сможет самоутвердиться, получая результат своего художественного творчества. Новизна программы: результатом работы становится художественное изделие. В связи с этим обучение по программе способствует художественному и эстетическому воспитанию ребенка средствами прикладного творчества. Отличительная особенность программы заключается в творческом подходе, так как каждый ребенок является маленьким творцом. Данная программа способствует развитию творческого потенциала обучающихся, так как дети учатся выбирать тему и создавать красоту своими руками. Цель программы – развитие творческих способностей детей через прикладное творчество, привитие навыков работы с иглой, крючком и спицами. Задачи: Образовательные - знакомство с историей развития прикладного творчества, такого как вязание крючком, вышивание, вязание на спицах; - получение первоначальных знаний о технике безопасности при работе с колющим и режущим инструментом; - формирование практических навыков выполнения стежков иглой, столбиков на спицах и крючком, работы с тканью и пряжей; - формирование знаний о видах ткани и пряжи, используемых в практической деятельности; Развивающие - формирование эстетического вкуса; - раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; - создание условий для формирования у обучающихся мотивации к саморазвитию; - развитие мелкой моторики рук; 3 Воспитательные формирование чувства трудолюбия, аккуратности, терпения, внимательности; - формирование способности к самостоятельному творчеству; - адаптация обучающихся к жизни в обществе через социализацию в детском коллективе. Аннотация программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы рукоделия» разработана для детей от 7 до 11 лет. Уровень программы. Программа имеет стартовый уровень обучения. Группы формируются из детей 7-8 лет и 9-11 лет. Максимальная наполняемость группы – 10 человек. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Срок реализации – 1 год. Объем реализации программы составляет – 34 часа. Продолжительность – 34 недели. Недельная нагрузка составляет – 1 час в неделю. Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Продолжительность занятия для каждого ребенка может варьироваться в зависимости от его индивидуального психофизического и физического состояния. Форма обучения: очная. Форма организации занятий: групповая, индивидуальная. Виды занятий: учебный процесс ведется в форме беседы по теоретической части и практических занятий, а также выполнение самостоятельных работ под присмотром педагога. Формы контроля: устный опрос, заполнение кроссворда, тестирование по теоретической части программы, педагогическое наблюдение за выполнением самостоятельной работы, выставка работ. 2. Особенности развития детей младшего школьного возраста В период 7-8 лет ведущим видом деятельности является учебная деятельность, которая носит целенаправленный и значимый характер. Развиваются новые качества психики: произвольность, способность к планированию и выполнению действий, рефлексия. Младший школьник, оставаясь эмоционально открытым, постепенно утрачивает детскую непосредственность. Игра перестает быть основным содержанием деятельности младшего школьника. Период 9-11 лет связан с социализацией ребенка, на первый план выходят межличностные отношения. По мере взросления, группа сверстников будет приобретать для ребенка все большее значение. Важно, чтобы родители, педагоги 4 и коллектив детей поддерживали его в творческом начинании. Ребенок в этом возрасте хорошо мыслит и лучше начинает понимать абстрактные идеи. Однако интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен интерес к предметам эстетического цикла. Очень важно, чтобы ребенок знал, что он может и умеет делать лучше всех. Большое значение в повышении социальной роли играет внешкольная (кружковая) деятельность. Именно дополнительные общеразвивающие программы дают ребенку чувство уверенности и неповторимости. Успеваемость здесь – уже не определяющий критерий. Задача педагога дополнительного образования – помочь ребенку реализовать свои потенциальные возможности. В процессе реализации программы применяются следующие принципы обучения: 1. Принцип наглядности – способствует формированию чувственных восприятий предметов реальной жизни и их изображений. 2. Принцип самостоятельности и сознательности – в процессе сознательного усвоения знаний формируется творческое отношение к изучаемому предмету. Активность учащихся проявляется в инициативе самостоятельности и способности применения знаний на практике. 3. Принцип системности – предусматривает особый порядок и систему преподавания, основанный на четкой логической хронологии. 4. Принцип индивидуализации – один из дидактических принципов, при котором учитываются личностные особенности обучающихся, их интеллектуальный уровень развития, познавательный интерес. 3. Планируемый результат Предметный - знание истории развития прикладного творчества вышивание крестиком, вязание крючком и на спицах; - знание техники безопасности при работе с колющим и режущим инструментом; - знание техники вязания и вышивания, выполнение стежков иглой, столбиков на спицах и крючком; - применение знаний о видах ткани и пряжи в практической деятельности при выполнении вышивания и вязания. Метапредметный - развитый эстетический вкус, видение композиции; - применение полученных знаний и творческого подхода в практической деятельности; - сформированная мотивации у обучающихся к саморазвитию; - развитая мелкая моторика рук; 5 Личностный - развитые чувства трудолюбия, аккуратности, терпения, внимательность; - сформированный познавательный интерес к самостоятельному творчеству, понимание процесса создания творческого проекта; - владение навыками общения в группе, развитые коммуникативные навыки, умение излагать свою мысль собеседнику. 6 4. Учебный план № п/п 1 1.1 1.2 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 Тема, раздел Количество часов теория практика всего Модуль 1: Основы 2 2 прикладного творчества Вводное занятие. 1 1 Техника безопасности. Рабочее место История прикладного 1 1 творчества. Ее виды. Модуль 2: Вышивание 2 4 6 крестиком Инструменты и 1 1 материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы Виды стежков: стежок 1 1 крестом, стежок назад иголку, стежок неполным крестиком, французский узелок. Техника выполнения Схемы для вышивания. 1 1 Подбор ниток Выполнение схемы для 3 3 вышивания: «роза», «листик», «фигура» Модуль 3: Мягкая 1 4 5 игрушка Инструменты, нитки. 1 1 Ткань, используемая для пошива. Придание объема мягкой игрушке Виды стежков: вперед 1 1 иголку, петельный шов, тамбурный шов, стебельчатый шов. Шаблоны. Выполнение мягкой 3 3 игрушки: «кошечка», Форма контроля Устный опрос Устный опрос Педагогическое наблюдение Устный опрос Педагогическое наблюдение Устный опрос Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 7 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 5.1 5.2 5.3 5.4 6 7 «собачка», «пончик», «зайчик», «попугай». Декорирование Модуль 4: Вязание крючком Инструменты и нитки для вязания крючком. Виды пряжи Виды петель: воздушная петля, столбик без накида, полустолбик, столбик с одним и двумя накидами, пышный столбик Схемы для вязания. Подбор пряжи Выполнение изделий: «заколка», «визитница», «салфетка», «мочалка» Модуль 5: Вязание на спицах Инструменты и нитки для вязания. Виды пряжи Виды петель: набор петель, лицевая петля, изнаночная петля, петля с накидом. Убавление и прибавление петель Схемы для вязания. Подбор пряжи Выполнение изделия: «шарф английской резинкой» Модуль 6. Выполнение самостоятельной работы на свободную тему Модуль 7. Итоговая аттестация Итого: 2 5 1 Устный опрос 2 Педагогическое наблюдение 1 Устный опрос 3 3 Педагогическое наблюдение 5 7 1 2 1 2 1 1 2 2 Заполнение кроссворда Педагогическое наблюдение 1 Устный опрос 3 3 Педагогическое наблюдение 5 5 Педагогическое наблюдение 1 2 Тестирование. Выставка работ. 1 1 7 34 8 5. Содержание обучения Модуль 1. Основы прикладного творчества Тема 1.1. Вводное занятие. Техника безопасности. Рабочее место Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (иглы, спицы, ножницы). Правила пожарной безопасности. Организация рабочего места. Тема 1.2. История прикладного творчества. Ее виды Теория: История вязания и вышивания крестиком. Славянская вышивка, ее символика. Народные промыслы. Сырье для вязания (овечья шерсть, лен, крапива). Кружевные промыслы: вологодское кружево, елецкое кружево, вятское, оренбургское и др. Виды кружева: коклюшечное, макраме, фриволите, игольное кружево, ленточное, филейное и др. Модуль 2. Вышивание крестиком Тема 2.1. Инструменты и материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы Теория: Измерительные инструменты (линейка). Инструменты для вышивания: иглы, пяльцы. Материалы для вышивания: канва, мулине. Расположение канвы на пяльцах. Схемы для вышивания, перенос изображения с бумаги на канву. Начало выполнения узора. Тема 2.2. Виды стежков: стежок крестом, стежок назад иголку, стежок неполным крестиком, французский узелок. Техника выполнения Практика: Виды стежков и техника их выполнения: стежок крестиком, стожок назад иголку, стожок неполным крестиком, французский узелок. Выполнение стежков разноцветными нитками. Тема 2.3. Схемы для вышивания. Подбор ниток Теория: Подбор ниток, выбор цветовой гаммы для выполнения узора. Тема 2.4. Выполнение схемы для вышивания: «роза», «листик», «фигура» Практика: Выполнение схемы для вышивания «роза», «листик», «фигура» стежками крестиком нитками мулине выбранной цветовой гаммы. Модуль 3: Мягкая игрушка Тема 3.1. Инструменты, нитки. Ткань, используемая для пошива. Придание объема мягкой игрушке Теория: Инструменты для пошива мягкой игрушки: иглы, нитки, наперсток, ножницы. Технология подбора ткани: ситец, вязанное полотно, фетр, флис. Применение поролона, синтепона, ваты для придания объема мягкой игрушке. 9 Тема 3.2. Виды стежков: вперед иголку, петельный шов, тамбурный шов, стебельчатый шов. Шаблоны. Практика: Виды стежков и техника их выполнения: вперед иголку, петельный шов, тамбурный шов, стебельчатый шов. Выбор шаблона игрушки. Копирование на ткань и раскрой. Сметывание деталей. Тема 3.3. Выполнение мягкой игрушки: «кошечка», «собачка», «пончик», «зайчик», «попугай». Декорирование Практика: выбор изделия из предложенных вариантов. Пошив деталей игрушки. Оформление игрушки и её декорирование. Использование в декоре пуговиц, ниток, готовых элементов (глазки), вышивка мимики. Модуль 4: Вязание крючком Тема 4.1. Инструменты и нитки для вязания крючком. Виды пряжи Теория: Крючок для вязания (металлический, деревянный, пластмассовый), подбор крючка под толщину пряжи. Расположение крючка в кисти рук. Гимнастика рук. Виды пряжи: хлопковая пряжа, шерсть, полушерсть, акриловая пряжа. Выбор пряжи для вязания изделия. Тема 4.2. Виды петель: воздушная петля, столбик без накида, полустолбик, столбик с одним и двумя накидами, пышный столбик. Практика: Набор воздушных петель, движение крючка, цепочка из воздушных петель для вязания круглых деталей. Выполнение столбиков без накида на цепочке из воздушных петель. Техника выполнения полустолбиков и столбиков с одним и двумя накидами. Пышный столбик. Их отличия. Тема 4.3. Схемы для вязания. Подбор пряжи Теория: Подбор пряжи из хлопка, выбор цветовой гаммы, размеры изделия. Подбор нужного размера крючка по толщине пряжи. Условные обозначения петель на схеме. Тема 4.4. Выполнение изделий: «заколка», «визитница», «салфетка», «мочалка» Практика: Выбор изделия из предложенных вариантов и его выполнение. Модуль 5: Вязание на спицах. Тема 5.1. Инструменты и нитки для вязания. Виды пряжи. Теория: Спицы для вязания (прямые длинные, чулочные, круговые, спицы для кос), материал, используемый для изготовления спиц, подбор спиц под толщину пряжи. Расположение спиц в кисти рук, постановка пальцев. Гимнастика рук. Виды пряжи: хлопковая пряжа, шерсть, полушерсть, акриловая пряжа. Выбор пряжи для вязания изделия. Миксование пряжи. 10 Тема 5.2. Виды петель: набор петель, лицевая петля, изнаночная петля, петля с накидом. Убавление и прибавление петель Практика: Набор петель на двух спицах, виды набора. Выполнение лицевых петель и изнаночных за переднюю и заднюю стенки, их различие. Выполнение петель с накидом. Убавление и прибавление петель при вязании изделий. Закрытие готового изделия. Поднятие пропущенных петель. Вязание простой резинки 1х1 и 2х2. Тема 5.3. Схемы для вязания. Подбор пряжи Теория: Подбор пряжи, выбор цветовой гаммы, размеры изделия. Подбор нужного размера спиц по толщине пряжи. Условные обозначения петель на схеме. Тема 5.4. Выполнение изделия: «шарф английской резинкой» Практика: Набор заданного количества петель на спицах из шерстяной пряжи, выполнение вязки изделия «шарф» английской резинкой. Закрытие петель изделия. Модуль 6. Выполнение самостоятельной работы на свободную тему Практика: Выбор изделия, подбор способа и схемы для вязания, расчет количества петель, выполнение изделия выбранным способом вязания. Закрытие петель изделия. Модуль 7. Итоговая аттестация Теория: Тестирование по теории предмета. Практика: Выставка работ обучающихся. 6. Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов по программе Начало и окончание занятий при обучении в 1-е полугоде Начало и окончание занятий при обучении во 2-е полугодие Праздничные (выходные) дни 8 Итоговая аттестация (Приложение № 6) Показатели 34 34 1 34 01.09. – 29.12 09.01. - 31.05 4.11.; 23.02.; 08.03.; 01.05.; 09.05. май 11 7. Условия реализации программы 7.1. Материально-техническое обеспечение Учебный класс – просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования (СаНПиН 2.4.3648-20) Столы, стулья по количеству обучающихся Бумага Альбом для эскизов Компьютер, принтер, проектор, экран Крючки для вязания, спицы для вязания Иглы для вышивания (мулине) Пряжа (хлопковая, шерсть, полушерсть, акриловая) Канва Пяльцы Фетр 7.2. Кадровое обеспечение В реализации программы участвует педагогический работник, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, прошедший повышение квалификации и имеющий установленную квалификационную категорию «педагог дополнительного образования». 7.3. Информационное обеспечение Мастер-классы по вязанию. Бесплатные уроки. | ВКонтакте (vk.com) https://igrushki-ot-babushki.ru/articles/istoriya-vyazaniya-kryuchkom-kratko-iinteresno/ 7.4. Методическое обеспечение Методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные и технологические карты. Дидактические материалы Буклеты, альбом эскизов Детская литература Тесты, игры, кроссворды План воспитательной работы Образцы поделок В начале занятия, во время объяснения нового материала используется фронтальный и объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, 12 инструктаж, показ, демонстрация. Объяснение новой темы сопровождается показом образцов изделий, экспонатов с выставки, иллюстраций из альбомов и литературы. На этапе повторения и закрепления пройденного материала – проводится устный опрос, работа с карточками, самостоятельная работа. Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельности: ⎯ репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по заданному образцу или шаблону; ⎯ творческая – самостоятельно изготовить изделие (на этапе проектного творчества). При подведении итогов устраиваются выставки по темам, мини-выставки, обсуждения качества готовых работ. На занятиях в основном используются коллективные формы работы, но при выполнении практического задания, педагог оказывает помощь каждому обучающемся, исправляя ошибки, давая рекомендации по правильному выполнению используя индивидуальные формы работы. В образовательном процессе используется ряд элементов педагогических технологий: технологии проектного обучения, игровые технологии, коммуникативные технологии, культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова). 8. Система контроля подготовленности Оценка качества освоения образовательной программы включает текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию обучающихся по учебным темам и разделам с целью оценки фактического уровня теоретических знаний обучающихся и их практических умений и навыков, соотнесение этого уровня с требованиями программы, контроль выполнения рабочей программы и календарно-тематического планирования. Оценка теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся проходит по трем уровням: высокий, средний, низкий. Для оценки ЗУН обучающимися используется лист анализа уровня освоения учебного материала обучающимися по программе «Основы рукоделия» (приложение № 5). Оценка результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов): 8-12 баллов – программа в целом освоена на низком уровне; 13-18 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне; 19-24 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне. Высокий уровень – обучающийся овладел на 80 - 100% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; при выполнении работ не испытывает трудностей; знает правила техники безопасности при работе с колющим и режущим инструментом; творческий проект выполнен с элементами творчества, при выполнении которого проявил самостоятельность. 13 Средний уровень – у обучающегося объем усвоенных умений и навыков составляет 50 - 70%; при выполнении работ не испытывает трудностей; знает правила техники безопасности при работе с колющим и режущим инструментом; творческий проект выполнен на основе предложенного образца. Низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков; при выполнении работ испытывает трудности; при проверке знаний техники безопасности допускает ошибки; творческий проект выполнен с большими затруднениями и представляет набор простейших элементов. Формы аттестации учащихся в течение учебного года Формы контроля Текущий контроль Итоговая аттестация Сроки Теория Практика По окончании прохождения темы Устный опрос, заполнение кроссворда Педагогическое наблюдение Май Тестирование по теоретической части программы. Выполнение проектной работы самостоятельно. Выставка работ. 14 9. Список литературы 9.1. Нормативные документы -Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); -Указом Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в РФ Десятилетия детства»; -Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р); -Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; -Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года; -Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 9.2. Список литературы для обучающихся и их родителей 1. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra». 2. Столярова А. М. Вязаная игрушка. – М. 2016 г. 9.3. Список литературы для педагога 1.Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 2016 2.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения// Педагогика. 2015. №7. 3. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 2017. 4. Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 2016. 5. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 2014. 6. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 2010. 7. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 2015. 8. Максимова М.В. Азбука вязания. - М., 2017. 9. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2016. 10. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,2013. 15 9.4. Информационное обеспечение Мастер-классы по вязанию. Бесплатные уроки. | ВКонтакте (vk.com) https://www.klubok-ok.com/blogs/blog/irlandskoe-kruzhevo https://www.liveinternet.ru/users/ninapr/post422206891/ http://pikoclub.ru/stati/istoriya-razvitiya-vyazaniya-kryuchkom-i-spitsami-v-rossii/ https://ru.wikipedia.org/wiki/ https://www.livemaster.ru/topic/2700821-istoriya-vyazaniya-kryuchkom https://igrushki-ot-babushki.ru/articles/istoriya-vyazaniya-kryuchkom-kratko-iinteresno/ 16 Приложение № 1 Правила техники безопасности при проведении работ по рукоделию Самое главное при работе – соблюдение техники безопасности! Приходи на урок за пять минут до звонка. Входи в кабинет только с разрешения педагога. Надень специальную одежду и вымой руки с мылом. Сиди на закреплённых местах и не вставай без разрешения педагога. Работу начинай только с разрешения педагога. Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы. 6. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены. 7. Применяй инструмент только по назначению. 8. Не работай неисправными и тупыми инструментами. 9. При работе держи инструмент так, как показал педагог. 10. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и в беспорядке. 11. Содержи в чистоте и порядке рабочее место. 12. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном педагогом порядке. 13. Не разговаривай во время работы. 14. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами. 15. Во время перемены необходимо выходить из кабинета. 16. По окончании работы убери своё рабочее место. 1. 2. 3. 4. 5. 17 Приложение № 2 Вопросы для проверки знаний по пройденной теме (устного опроса) 1. Какие виды творчества относятся к декоративно-прикладному искусству o Живопись o Скульптура o Гончарное искусство o Рукоделие 2. Что создают мастера декоративно-прикладного искусства: o Иллюстрации o Предметы быта o Скульптуры 3. Как можно охарактеризовать произведения декоративно-прикладного искусства o Точность и аккуратность o Красота и польза o Оригинальность и неповторимость 4. Какой материал использовался для изготовления первых крючков o Кость o Металл o Дерево 5. Откуда пришло к нам вязание? o Из Древнего Египта o Из Европы o Из Америки 18 Приложение № 3 Кроссворд по основам рукоделия 1 8 2 3 4 5 6 7 Ответь на вопросы по порядку и получишь ответ какое слово зашифровано в вертикальном столбце. По горизонтали: 1. Ткань, на которой легко вышивать крестиком 2. Разноцветные клубочки для вязания 3. Он получается при вязании разноцветными нитями 4. При работе необходимо соблюдать технику… 5. Элемент, выполняемый при набрасывании нити крючком или спицами 6. Инструмент для вязания 7. Элемент, образующий цепочку при вязании крючком По вертикали 8. Вид рукоделия. 19 Приложение № 4 Контрольно-измерительные материалы Вопросы для тестирования на итоговой аттестации 1. Выберите элементы одежды, которые входили в женский русский народный костюм: o Туфли, пальто, рубаха, платье o Кокошник, туфли, сарафан, блузка o Рубаха, платье, сарафан, душегрея 2. Что означает красный цвет при вышивке орнамента: o Цвет радости и торжественности o Цвет чистоты o Цвет неба 3. Происхождение слова «варежка»: o От словосочетания «варяжка руковица» o От глагола «варить» o От слова «варовати», что означает «защищать, охранять» 4. Что такое фриволите? o Техника вышивания o Кружевной воротник o Техника плетения кружева 5. Каких вязальных спиц не существует? o Прямые двусторонние o Круговые o Полукруглые с двойными концами 6. Какими вязаными изделиями славится Оренбург? o Варежками o Носками o Платками 7. Повторяющийся узор на вязанных изделиях, представляющий собой переплетение нитей или петель на лицевой стороне, называется: o Орнамент o Жаккард o Рапорт 8. Повторяющиеся элементы из петель, образующий узор, называется: o Рапорт o Фрагмент o Симметрия 9. Набрасывание нити на крючок или спицу и петля, образующуюся при таком накидывание называется: o Накид 20 o Протяжка o Прибавление 10. Колпачок, защищающий палец швеи от укола иголки: o Наперсток o Напалечник 11. Основной элемент вязания o Петля o Узел o Ажур 21 Приложение № 5 Анализ уровня освоения учебного материала обучающимися по программе «Основы рукоделия» Фамилия, имя обучающегося________________________ № п/п Параметры результативности освоения программы 1 Опыт освоения предметных результатов 2 3 4 5 Опыт освоения метапредметных универсальных учебных действий Оценка педагогом результативности освоения программы 1 балл 2 балла 3 балла (низкий (средний (высокий уровень) уровень) уровень) Опыт освоения теории Опыт освоения практической деятельности Регулятивные Познавательные Коммуникативные 6 Опыт творческой деятельности 7 Опыт эмоционально-ценностных ориентиров 8 Опыт социально-значимой деятельности Общая сумма баллов: Обработка анкет и интерпретация результатов. Оценка результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов): 8-12 баллов – программа в целом освоена на низком уровне; 13-18 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне; 19-24 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне. ___________________________ После того, как заполнены информационные карты всех детей, можно определить уровень освоения образовательной программы всей группой обучающихся. По данным таблицам заполняются аналитические справки 22 Приложение № 6 Приложение № 7 Образцы изделий к темам Тема 2.4. Тема 3.3 Тема 4.4. Тема 5.4. 25