Основы пирографии

1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Основы пирографии» разработана на основе
нормативно-правовых документов:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федерального закона от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной сфере»;
-Указа Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в РФ
Десятилетия детства»;
-Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022г. №678-р);
- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
-Приказа Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письма Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
-Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом (с изменениями и дополнениями);
-Протокола заочного голосования Экспертного совета Министерства
просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования
детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023
года;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.36852

21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
-Устава и нормативных документов МАОУ ДО «Учебный комбинат».
Актуальность программы. Декоративное выжигание по дереву древнейшее ремесло, возникшее и развивающееся параллельно с точением,
резьбой, морением и другими видами обработки древесины. С появлением
бытовых электрических пирографов техника нанесения изображения значительно
упростилась, сделавшись доступной даже для школьников.
Под пирографией подразумевается искусство нанесения разнообразных
рисунков на подготовленную поверхность при помощи раскаленного
инструмента. Если древние мастера разогревали иглы или клейма на углях, то
сейчас гравировку производят при помощи горелок, электроприборов,
собирающих линз.
Пирография помогает снимать напряжение, развивать внимание, мелкую
моторику и воображение.
Актуальность программы «Основы пирографии» обусловлена региональной
образовательной политикой, направленной на повышение вариативности и
доступности дополнительного образования через обновление содержания и
технологий образовательного процесса.
Новизна программы: результатом работы становится художественное
изделие. В связи с этим обучение по программе способствует художественному и
эстетическому воспитанию ребенка средствами прикладного творчества.
Программа является авторским проектом, разработанным на основе личного
наблюдения за творческими успехами детей.
Отличительная особенность программы заключается в творческом
подходе, так как каждый ребенок является маленьким творцом. Дети участвуют в
выборе рисунков и темы для выжигания. Программа способствует развитию
творческого потенциала обучающихся.
Цель программы – развитие творческих способностей детей через привитие
навыков работы с древесиной.
Задачи:
Образовательные
- знакомство с историей развития прикладного творчества «Выжигание по
дереву»;
- получение первоначальных знаний о технике выжигания и способах;
- получение знаний по технике безопасности при работе с
электроинструментом;
- формирование практических навыков работы с древесиной (обработка,
выжигание, роспись);
3

Развивающие
- формирование эстетического вкуса;
- раскрытие творческого потенциала каждого ребенка;
- создание условий для формирования у обучающихся мотивации к
саморазвитию;
Воспитательные
формирование
чувства
трудолюбия,
аккуратности,
терпения,
внимательности;
- формирование способности к самостоятельному творчеству;
- адаптация обучающихся к жизни в обществе через социализацию в детском
коллективе.
Аннотация
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности «Основы
пирографии» разработана для детей 6 - 11 лет.
Уровень программы – стартовый.
Группы формируются из детей 6-8 лет и 9-11 лет. Максимальная
наполняемость группы – 5-6 человек.
Срок реализации – 1 год. Объем реализации программы составляет – 34 часа.
Продолжительность – 34 недели. Недельная нагрузка составляет – 1 час в
неделю. Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Продолжительность занятия для каждого ребенка может варьироваться в
зависимости от его индивидуального психофизического и физического состояния.
Форма обучения: очная.
Форма организации занятий: групповая, индивидуальная.
Виды занятий: учебный процесс ведется в форме беседы по теоретической
части и практических занятий, а также выполнение самостоятельных работ под
присмотром педагога.
Формы контроля: устный опрос, заполнение кроссворда, тестирование по
теоретической части программы, педагогическое наблюдение за выполнением
самостоятельной работы, выставка работ.

4

2. Особенности развития детей младшего школьного возраста
В период 6-8 лет ведущим видом деятельности является учебная деятельность,
которая носит целенаправленный и значимый характер. Развиваются новые
качества психики: произвольность, способность к планированию и выполнению
действий, рефлексия. Младший школьник, оставаясь эмоционально открытым,
постепенно утрачивает детскую непосредственность. Игра перестает быть
основным содержанием деятельности младшего школьника.
Период 9-11 лет связан с социализацией ребенка, на первый план выходят
межличностные отношения. По мере взросления, группа сверстников будет
приобретать для ребенка все большее значение. Важно, чтобы родители, педагоги
и коллектив детей поддерживали его в творческом начинании. Ребенок в этом
возрасте хорошо мыслит и лучше начинает понимать абстрактные идеи.
Однако интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более
выражен интерес к предметам эстетического цикла. Очень важно, чтобы ребенок
знал, что он может и умеет делать лучше всех. Большое значение в повышении
социальной роли играет внешкольная (кружковая) деятельность. Именно
дополнительные общеразвивающие программы дают ребенку чувство уверенности
и неповторимости. Успеваемость здесь – уже не определяющий критерий. Задача
педагога дополнительного образования – помочь ребенку реализовать свои
потенциальные возможности.
В процессе реализации программы применяются следующие принципы
обучения:
1.
Принцип наглядности – способствует формированию чувственных
восприятий предметов реальной жизни и их изображений.
2.
Принцип самостоятельности и сознательности – в процессе
сознательного усвоения знаний формируется творческое отношение к изучаемому
предмету. Активность учащихся проявляется в инициативе самостоятельности и
способности применения знаний на практике.
3.
Принцип системности – предусматривает особый порядок и систему
преподавания, основанный на четкой логической хронологии.
4.
Принцип индивидуализации – один из дидактических принципов, при
котором
учитываются
личностные
особенности
обучающихся,
их
интеллектуальный уровень развития, познавательный интерес.

5

3.

Планируемые результаты

Предметные
- знание истории развития прикладного творчества «Выжигание по дереву»;
- знание техники выжигания и применение способов в практической
деятельности.
- знание техники безопасности при работе с электроинструментом;
- сформированные навыки работы с древесиной (обработка, выжигание,
роспись);
Метапредметные
- развитый эстетический вкус, видение композиции;
- творческий подход и применение полученных знаний в практической
деятельности;
- сформированная мотивация к саморазвитию;
Личностные
- развитые чувства аккуратности, терпения, внимания;
- сформированное уважительное отношение к труду;
- понимание процесса создания творческого проекта;
- владение навыками общения в группе.

6

4. Учебный план
№
п/п
1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тема, раздел

Количество часов
теория практика всего
Вводное
занятие.
1
1
Техника безопасности.
Организация
рабочего
места
История пирографии. Ее
1
1
виды. Инструменты и
материалы
Устройство
1
1
выжигательного
аппарата (пирографа)
Обработка
древесины.
2
2
Подготовка поверхности
к работе. Нанесение
рисунка
Виды
и
способы
2
2
выжигания:
непрерывной
линией,
точечным
способом,
фоновое
выжигание.
Приемы:
контурная
техника
и
художественная техника
выжигания
Выжигание
рисунка
3
3
способом непрерывной
линии.
Выполнение
работ «Кленовый лист»
или «Домик»
Выжигание
рисунка
3
3
точечным
способом.
Выполнение
работ
«Грибок» или «Цветок
Работа
в
технике
3
3
«фоновое выжигание».
Выполнение
работ
«Совушка» или «Имя»
Выполнение штриховки
2
2
при выжигании

Форма контроля
Устный опрос

Устный опрос

Кроссворд

Педагогическое
наблюдение

Устный опрос

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
7

10

Узор
по
дереву
(обработка края изделия)

1

1

Педагогическое
наблюдение

11

Роспись красками

6

7

Педагогическое
наблюдение

12

Лакирование

2

2

Педагогическое
наблюдение

13

Проектное творчество

5

5

14

Итоговая аттестация

1

2

Педагогическое
наблюдение
Тестирование.
Выставка работ.

1

1

Итого:

34

5. Содержание обучения
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего
места
Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности.
Правила безопасности при работе с электровыжигателем. Опасность тока.
Правила пожарной безопасности. Организация рабочего места.
Тема 2. История пирографии. Ее виды. Инструменты и материалы
Теория: История выжигания, как вида искусства на руси. Народные
промыслы. Измерительные инструменты. Древесина, как материал для
художественных работ. Виды и свойства древесины. Фанера.
Тема 3. Устройство выжигательного аппарата (пирографа)
Теория: Устройство электровыжигателя, основные составляющие. Смена
насадок.
Тема 4. Обработка древесины. Подготовка поверхности к работе.
Нанесение рисунка
Практика: Обработка древесины. Подготовка поверхности. Наждачная
бумага, ее структура. Переводная бумага и карандаш. Особенности работы.
Перенос изображения с бумаги на фанеру с помощью кальки и карандаша.
Правильное расположение рисунка на заготовке.

8

Тема 5. Виды и способы выжигания: непрерывной линией, точечным
способом, фоновое выжигание. Приемы: контурная техника и
художественная техника выжигания
Теория: Виды и способы выжигания: непрерывной линией, точечным
способом, фоновое выжигание. Контурное выжигание в искусстве советских
мастеров. Особенности художественного выжигания. Понятие «фон»,
«контур», «силуэт».
Тема 6. Выжигание рисунка способом непрерывной линии. Выполнение
работ «Кленовый лист» или «Домик».
Практика: Выжигание рисунка способом непрерывной линии. Степень
нажатия. Выполнение работ на выбор «Кленовый лист» или «Домик».
Раскрашивание работ акварельными красками.
Тема 7. Выжигание рисунка точечным способом. Выполнение работ
«Грибок» или «Цветок»
Практика: Выжигание рисунка точечным способом. Степень нажатия.
Выполнение работ «Грибок» или «Цветок». Раскрашивание работ.
Тема 8. Работа в технике «фоновое выжигание». Выполнение работ
«Совушка» или «Имя»
Практика: Выполнение в технике «фоновое выжигание» работы «Совушка»
или «Имя». Знакомство со светотенью. Заполнение контурных фигур
штрихами под наклон.
Тема 9. Выполнение штриховки при выжигании
Практика:
Приемы
выжигания.
Выполнение
параллельных
и
пересекающихся линий, глубокое выжигание и плоское выжигание для
выжигания более темных или едва заметных штрихов. Выполнение
разнообразной штриховки для создания иллюзии объема.
Тема 10. Узор по дереву (обработка края изделия)
Практика: Выполнение орнаментов и бордюров при оформлении работ.
Применение бордюров в оформлении рамок. Отработка приемов устранения
дефектов с помощью тонкого лезвия и наждачной бумаги.
Тема 11. Роспись красками
Практика: Использование красок при нанесении рисунка на дерево, фанеру.
Нанесение рисунка гуашью и акварелью на фанеру. Наложение тонов.
Сушка рисунка.
Тема 12. Лакировка
Практика: Нанесение лака или воска на подготовленную и окрашенную
поверхность. Сушка изделия.
9

Тема 13. Проектное творчество
Практика: Выбор рисунка, составление композиции, перенос под копирку на
фанеру. Выполнение выжигания любой из рассмотренных техник,
объединение приемов выжигания. Оформление рисунка красками.
Нанесение лака. Сушка изделия.
Тема 14. Итоговая аттестация.
Теория: Тестирование по теории предмета.
Практика: Выставка работ обучающихся.
6. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов по программе
Начало и окончание занятий при обучении в 1-е
полугоде
Начало и окончание занятий при обучении во 2-е
полугодие
Праздничные (выходные) дни

8
Итоговая аттестация
(Приложение № 6)

Показатели
34
34
1
34
01.09. – 29.12
09.01. - 31.05
4.11.; 23.02.;
08.03.; 01.05.;
09.05.
май

7. Условия реализации программы
7.1.

Материально-техническое обеспечение
Учебный класс – просторное светлое помещение, оборудованное
вентиляционной
системой
и
отвечающее
санитарноэпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного
образования (СанПин 2.4.3648-20)
Столы, стулья по количеству обучающихся
Пирографы – 6 шт.
Фанера, деревянные заготовки
Наждачная бумага
Копировальная бумага (калька)
Бумага
Альбом для эскизов
Краски (акварель, гуашь), кисти, карандаши
10

Персональный компьютер, оборудованный доступом в Интернет
Принтер
Лак ПФ, валики
Мастерская для проведения лакировки работ
7.2. Кадровое обеспечение
В реализации программы участвует педагогический работник, имеющий
среднее профессиональное или высшее образование, прошедший повышение
квалификации и имеющий установленную квалификационную категорию «педагог
дополнительного образования».
7.3.

Информационное обеспечение

Выжигание по дереву для начинающих (zvetnoe.ru)
Выжигание по дереву: техники, виды и мастер-класс по созданию рисунка — Бэби.ру (baby.ru)
История появления пирографии (выжигания по дереву) (multiurok.ru)
Выжигание по дереву для начинающих: как выжигать пошагово? Техники. Рисунки для новичков.
Как научиться выжигать по мастер-классу узоры? (vplate.ru)

7.4.

Методическое обеспечение

Методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания
и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные и технологические
карты.
Дидактические материалы
Буклеты, альбом эскизов
Детская литература
Тесты, игры, кроссворды
План воспитательной работы
Образцы поделок
В начале занятия, во время объяснения нового материала используется
фронтальный и объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа,
инструктаж, показ, демонстрация. Объяснение новой темы сопровождается
показом образцов изделий, экспонатов с выставки, иллюстраций из альбомов и
литературы.
На этапе повторения и закрепления пройденного материала – проводится
устный опрос, работа с карточками, самостоятельная работа.
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую
деятельности:
⎯ репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по
заданному образцу или шаблону;
11

⎯ творческая – самостоятельно изготовить изделие (на этапе проектного
творчества).
При подведении итогов устраиваются выставки по темам, мини-выставки,
обсуждения качества готовых работ.
На занятиях в основном используются коллективные формы работы, но при
выполнении практического задания, педагог оказывает помощь каждому
обучающемся, исправляя ошибки, давая рекомендации по правильному
выполнению используя индивидуальные формы работы.
В образовательном процессе используется ряд элементов педагогических
технологий:
технологии
проектного
обучения,
игровые
технологии,
коммуникативные
технологии,
культуровоспитывающая
технология
дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова).
8. Система контроля подготовленности
Оценка качества освоения образовательной программы включает текущий
контроль успеваемости и итоговую аттестацию обучающихся по учебным темам и
разделам с целью оценки фактического уровня теоретических знаний
обучающихся и их практических умений и навыков, соотнесение этого уровня с
требованиями программы, контроль выполнения рабочей программы и
календарно-тематического планирования.
Оценка теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся
проходит по трем уровням: высокий, средний, низкий. Для оценки ЗУН
обучающимися используется лист анализа уровня освоения учебного материала
обучающимися по программе «Пирография» (приложение № 5).
Оценка результативности освоения программы в целом (оценивается по общей
сумме баллов):
8-12 баллов – программа в целом освоена на низком уровне;
13-18 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
19-24 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.
Высокий уровень – обучающийся овладел на 80 - 100% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период; при работе с
оборудованием не испытывает трудностей; знает правила техники безопасности
при работе с электроинструментом; творческий проект выполнен с элементами
творчества, при выполнении которого проявил самостоятельность.
Средний уровень – у обучающегося объем усвоенных умений и навыков
составляет 50 - 70%; при работе с электроинструментом не испытывает трудностей;
знает правила техники безопасности при работе с электроинструментом;
творческий проект выполнен на основе предложенного образца.
Низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных
умений и навыков; при работе с электроинструментом испытывает трудности; при
проверке знаний техники безопасности допускает ошибки; творческий проект
выполнен с большими затруднениями и представляет набор простейших
элементов.
12

Формы аттестации учащихся в течение учебного года
Формы
контроля
Текущий
контроль

Итоговая
аттестация

Сроки

Теория

Практика

По окончании
прохождения темы

Устный
опрос,
заполнение
кроссворда

Педагогическое
наблюдение

Май

Тестирование
по
теоретической
части
программы.

Выполнение
проектной
работы
самостоятельно.
Выставка работ.

13

9. Список литературы
9.1. Нормативные документы
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной сфере»;
-Указ Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в РФ
Десятилетия детства»;
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022г. №678-р);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
-Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
-Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом (с изменениями и дополнениями);
-Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения
Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и
взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
14

9.2. Список литературы для обучающихся и их родителей
Анна Зайцева. Пирография. Уроки выжигания по дереву. Издательство: Эксмо,
Москва, 2012.
Нейл Боб. Стильные штучки из дерева. Издательство: АСТ-Пресс СКД, 2006.
Подольский Ю.Ф. Выжигание по дереву. Техники, приемы, изделия. ООО
«Книжный клуб «Клуб семейного досуга», г.Белгород, 2014.
Ращупкина С.Ю. Выжигание по дереву. Издательство: Рипол-Классик, г.Москва,
2014.
9.3. Список литературы для педагога
Горяева Н., Островская О. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
– Издательство: Просвещение, Москва, 2000.
Двойникова Е.С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву.- Издательство:
Высшая школа, Москва, 1972.
Демина И.Г. Чудеса из дерева. – Издательство: Русич, Смоленск, 2001.
Нейл Боб. Стильные штучки из дерева. Издательство: АСТ-Пресс СКД, 2006.
Подольский Ю.Ф. Выжигание по дереву. Техники, приемы, изделия. Издательство:
ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», г.Белгород, 2014.
Ращупкина С.Ю. Выжигание по дереву. Издательство: Рипол-Классик, г.Москва,
2014.
Шевчук Л. Дети и народное творчество.- Издательство: Просвещение, Москва,
1985.

9.4.

Информационное обеспечение

Выжигание по дереву для начинающих (zvetnoe.ru)
Выжигание по дереву: техники, виды и мастер-класс по созданию рисунка — Бэби.ру (baby.ru)
История появления пирографии (выжигания по дереву) (multiurok.ru)
Выжигание по дереву для начинающих: как выжигать пошагово? Техники. Рисунки для новичков.
Как научиться выжигать по мастер-классу узоры? (vplate.ru)

15

Приложение № 1
Правила техники безопасности при проведении работ с электровыжигателем
(пирографом)
Самое главное при работе – соблюдение техники безопасности!
1.
Работы по выжиганию проводить при наличии на рабочем месте вытяжной
вентиляции или в хорошо проветриваемом помещении.
2.
Выжигать можно только по сухой древесине.
3.

Включать электровыжигатель в сеть только с разрешения педагога.

4.

Прибор при нагревании или во время отдыха кладут на подставку.

5.

Ручку выжигателя держать как карандаш.

6.
Чтобы не уставали глаза, каждые 15-20 минут делать небольшие перерывы
для отдыха.
7.

Через 15-20 минут работы выключать устройство для остывания.

8.
Во время перерывов в работе НЕ оставлять электровыжигатель
включенным.
9.
Во время работы не наклоняться низко над изделием, сидеть прямо, дышать
только носом.
10.

Оберегать руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.

11. Тонкие линии получаются при быстром движении пера, толстые при
медленном движении пера.

16

Приложение № 2

Вопросы для проверки знаний по пройденной теме (устного опроса)
1. Что такое выжигание по дереву?
2. Как называется прибор для выжигания?
3. Каким образом рисунок для выжигания переносят на поверхность изделия?
4. Как получают тонкие и толстые линии при выжигании?
5. Что произойдёт, если долго на одном месте держать раскалённый наконечник
электровыжигателя?
6. Почему во время выжигания нельзя близко наклоняться над изделием?

17

Приложение № 3
Кроссворд по пирографии

1
2
3
4
5
6
7
8

Ответь на вопросы по порядку и получишь ответ какое слово зашифровано в
вертикальном столбце.
По горизонтали:
1. Рабочая часть электровыжигателя
2. Название переведенного рисунка на поверхность древесины
3. Из чего делают фанеру
4. Бумага, с помощью которой переносят рисунок на заготовку
5. Вид декоративно-прикладного искусства
6. Средство для рисования
7. Его наносят на поверхность древесины по окончании работ
8. Наилучший материал для выжигания
По вертикали
1. Прибор для выжигания по дереву для создания художественного рисунка.

18

Приложение № 4
Контрольно-измерительные материалы
Вопросы для тестирования на итоговой аттестации
1. Как по-другому можно называть выжигание по дереву?
А) аэрография по дереву
Б) пирография по дереву
В) криптография по дереву
2. Чем выжигали в старину рисунок на древесине:
А) палками разогретыми на костре
Б) горелкой
В) металлическими стержнями разогретыми на огне
3. Каким прибором выполняют выжигание по древесине?
А) электровыжигателем
Б) электросжигателем
В) разогретыми металлическими стержнями
4. Электровыжигатель состоит из:
А) держатель, корпус, нагреватель, регулятор
Б) рукоятка, корпус, регулятор нагрева наконечника, электрический шнур
В) рукоятка, наконечник, корпус, регулятор нагрева наконечника,
электрический шнур
5. Наилучший материал для выжигания?
А) ДСП
Б) фанера
В) пластик
6. Перед выжиганием поверхность:
А) шлифуют напильником
Б) наждачной бумагой
В) обрабатывают рубанком
7. Для выжигания подходит древесина деревьев
А) лиственных пород
Б) хвойных пород
В) кустарников

19

8. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью:
А) кальки
Б) копировальной бумаги
В) писчей бумаги
9. Перед выжиганием поверхность шлифуют мелкозернистой наждачной
бумагой:
А) поперек волокон
Б) вдоль волокон
В) круговыми движениями
10. Выжигают рисунок с помощью:
А) паяльника
Б) пирографа
В) параграфа
11. Каким должен быть цвет пера (наконечника) при выжигании:
А) красный
Б) темно-красный
В) темно-коричневый
12. Толстую линию получают при:
А) медленном движении пера
Б) быстром движении пера
В) движении пера рывками
13. Тонкую линию получают при:
А) плавном движении пера
Б) быстром движении пера
А) медленном движении пера
14. Рисунок сначала выжигают:
А) по внутренним линиям
Б) по внешнему контуру
В) по выпуклым поверхностям
15. Завершающим этапом является:
А) лакирование
Б) шлифование

20

Приложение № 5
Анализ уровня освоения учебного материала обучающимися по программе
«Пирография»
Фамилия, имя обучающегося________________________

№
п/п

Параметры результативности освоения
программы

1

Опыт освоения
предметных
результатов

2

3
4
5

Опыт освоения
метапредметных
универсальных
учебных действий

Оценка педагогом
результативности освоения
программы
1 балл
2 балла
3 балла
(низкий
(средний (высокий
уровень) уровень)
уровень)

Опыт освоения теории
Опыт освоения
практической
деятельности
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные

6

Опыт творческой деятельности

7

Опыт эмоционально-ценностных ориентиров

8

Опыт социально-значимой деятельности
Общая сумма баллов:

Обработка анкет и интерпретация результатов.
Оценка результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов):
8-12 баллов – программа в целом освоена на низком уровне;
13-18 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
19-24 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.

___________________________
После того, как заполнены информационные карты всех детей, можно определить уровень
освоения образовательной программы всей группой обучающихся.
По данным таблицам заполняются аналитические справки

21

Приложение № 6

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».