Рабочая программа тракторист категории С

1.Пояснительная записка
Программа
профессионального
обученияпрофессиональной
подготовки по профилю «Основы агротехники» по профессии «Тракторист
категории С» составлена в соответствии с Примерной программой
подготовки трактористов категории С, разработанной Институтом развития
профессионального образования Министерства образования Российской
Федерации (Москва,2001г.), Постановлением Правительства РФ от
12.07.1999 N 796 (ред. от 21.05.2022) «Об утверждении Правил допуска к
управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений трактористамашиниста (тракториста)» и рекомендованной Государственной инспекцией
по технадзору за техническим состоянием самоходных машин и других
видов техники.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными
документами:
1.
Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Приказ
Министерства
агропромышленного
комплекса
и
потребительского рынка Свердловской области от 31.08.2022 г. №456 «Об
утверждении
Административного
регламента
Министерства
агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской
области по предоставлению государственной услуги «Прием экзаменов на
право управления самоходными машинами и выдача удостоверений
тракториста-машиниста (тракториста)»
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
2 июля 2013г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих,
должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное
обучение» (с изменениями и дополнениями);
5.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 26
августа 2020г. № 438 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным программам
профессионального обучения».
6.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты МАОУ ДО
«Учебный комбинат».
Программа предназначена для всех лиц, не имеющих профессиональной
подготовки.
1.1.Цель программы: получение обучающимися теоретических и
практических знаний и навыков по устройству и ремонту трактора, по
правилам дорожного движения, по безопасной эксплуатации самоходных
машин, по безопасности жизнедеятельности и в итоге, после сдачи
2

квалификационного экзамена, получение водительского удостоверения
тракториста категории С, дающего право работы на колесных тракторах с
мощностью двигателя от 25,7 кВт до 77,2 кВт.
1.2. Задачи программы
- обучающие: обучение профессиональным навыкам (устройство, ремонт,
соблюдение правил дорожного движения) с соблюдением всех требований
охраны труда на рабочем месте;
-воспитывающие: формирование
и
развитие
самооценочных
и
профессиональных способностей, воспитание уважения к рабочим
профессиям, бережное отношение к средствам производства, к культуре
производства, приучение к труду;
- развивающие: развитие социально адаптированной личности.
1.3. Актуальность программы
Профессия Тракторист считается востребованной на рынке труда из-за
нехватки кадров. Трактористы могут работать на производстве в разных
секторах экономики: сельское хозяйство (обработка почвы, посевная и
уборочная кампании, заготовка и транспортировка кормов, производство
животноводческой продукции и многое другое),
лесозаготовки,
строительство, ремонт и прокладывание дорог, добыча полезных
ископаемых,
нефтегазовый
комплекс,
промышленность…
Любое
производство невозможно представить без использования механизированных
устройств, а значит и специалиста по их управлению и обслуживанию. Везде
требуются
специалисты,
умеющие
работать
на
тракторе.
Стать трактористом, значит получить практически вечную профессию, а
вместе с нею и уверенность в собственном будущем.
Настоящая программа содержит профессиональную характеристику,
учебный план и учебно-тематические планы по предметам «Устройство
трактора», «Техническое обслуживание и ремонт», «Правила дорожного
движения», «Основы управления и безопасность дорожного движения»,
«Оказание первой медицинской помощи», «Производственное обучение»,
«Правовая ответственность тракториста».
Учебный план, устанавливающий перечень предметов и объем часов,
отводимых на каждый предмет, а также предметы, выносимые на экзамены,
соответствует Примерной программе подготовки трактористов категории
«С».
На теоретических и практических занятиях используются детали,
сборочные единицы, приборы и агрегаты. Изучение работы агрегатов,
механизмов и приборов сопровождается показом на моделях и агрегатах,
схемах, плакатах, слайдах, видеофильмах.

3

На практических занятиях в мастерской учащиеся осваивают
технологию ремонта и регулировок, на специально оборудованной площадке
(трактородроме)- технику вождения трактора ЛТЗ-60А.
При изучении предмета «Устройство трактора» учащиеся знакомятся с
устройством и работой всех узлов и агрегатов трактора, основными
неисправностями и способами их устранения, правилами техобслуживания и
регулировки отдельных узлов и агрегатов, изучают Правила техники
безопасности.
При изучении предмета «Техобслуживание и ремонт» учащиеся
практически осваивают технологию регулировок и ремонта отдельных узлов
трактора в специально оборудованной мастерской на тракторе,
предназначенном для разборок и регулировок.
Вождение трактора выполняется на специально оборудованной
площадке (трактородроме) индивидуально каждым учащимся под
руководством мастера производственного обучения. На вождение трактора
отводится 15 часов. Вождение проводится во внеурочное время.
На практических занятиях по предмету «Оказание первой медицинской
помощи» учащиеся обучаются выполнению приемов оказания первой
медицинской помощи пострадавшим при ДТП. По данному предмету
учащиеся сдают экзамены по билетам, вопросы которых включены в
Экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по
безопасной эксплуатации самоходных машин категории «С»- Москва
ФГБНУ «Росинформагротех», 2012 г. (утверждены 18.09.2012г. Статссекретарём заместителя Министра сельского хозяйства Российской
Федерации»)
Экзамены по Правилам дорожного движения учащиеся сдают по
Экзаменационным билетам для приема теоретического экзамена органами
Гостехнадзора по правилам дорожного движения на право управления
самоходными машинами», Москва 2019 г. Министерство сельского хозяйства
РФ (утверждены 16.12.2019г. Первым заместителем Министра сельского
хозяйства Российской Федерации)
Используется очная форма обучения с периодичностью занятий 2 раза в
неделю по 2 и 2,5 академических часа. Продолжительность академического
часа 40 минут.
Срок реализации программы 3 года.
Продолжительность каждого учебного года-38 недель.
Учебная нагрузка на весь курс обучения составляет 513,0 часов:
Первый год обучения 171,0 час
Второй год обучения 171,0 час
Третий год обучения 171,0 час.
Лица, поступающие на обучение по профессии Тракторист категории
«С», не должны иметь медицинских противопоказаний к освоению
4

профессии. Возраст для получения права на управление колесным трактором
категории «С»- 17 лет. Медицинские ограничения регламентированы
Перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения Российской
Федерации.
В процессе обучения, после прохождения каждой темы производится
контроль усвоения пройденного материала.
Результатом трехгодичного обучения является
государственный
экзамен по теоретической и практической части, проводимой с участием
инспекторов Гостехнадзора и выдачей удостоверения на право управления
трактором обучающимся, успешно сдавшим экзамен.
Обучающиеся старше 18 лет, имеющие водительские удостоверения,
обучаются по один год по учебному плану третьего года обучения.
Выпускник, освоивший программу «Тракторист категории С» должен
обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими
основным видам профессиональной деятельности
ПК 1. Управлять трактором категории «С».
ПК 2. Выполнять работы с сельскохозяйственными машинами и работы
по транспортировке грузов.
ПК 3. Осуществлять техническое обслуживание тракторов.
ПК 4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время
эксплуатации тракторов.
ПК 5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожнотранспортного происшествия.
и общими компетенциями (ОА):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 6. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований
охраны труда и экологической безопасности.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).

5

Учебный план
профессионального обучения- профессиональной подготовки по
профилю «Основы агротехники» по профессии
«Тракторист категории С»

№
п/п

Предметы

Первый год
обучения
Теория

Практика

Количество часов
Второй год
обучения
Теория

Практика

Третий год
обучения
Теория

Всего
часов
по
теме

Форма
аттеста
ции
(контр
оля)

117,5

Контро
льная
работа
Контро
льная
работа

Практика

1

Устройство
трактора

2

Техническое
обслуживание
и ремонт

3

Правила
дорожного
движения

4

Основы
управления и
безопасность
дорожного
движения

7,5

6,0

5

Оказание
первой
медицинской
помощи

6,0

6

Производствен
ное обучение

3,5

7

Правовая
ответственнос
ть тракториста

11,0

11,0

8

Решение
экзаменационн
ых
билетов

20,0

20,0

9

Консультации

9,0

31,0

19,0

38,5

40,0

2,0

40,5

1

45,5

11,0

23,5

1

20,5

56,0

31,5

27,0

104,5

Контро
льная
работа

32,5

9,5

55,5

Контро
льная
работа

5,0

11,0

Контро
льная
работа

37,0

119,5

Контро
льная
работа
Зачет

25,0

4,5

13,5

Педаго
гическ
ое
наблю
дение
Консул
ьтации

6

10

Квалификацио
н-ный экзамен

3,0

ИТОГО:

88,5
82,5
171,0

54

117

1,5

108
63
171,0

171,0

4,5

Квали
фикационн
ый
экзаме
н

513,0

3. Календарно-тематический план
Первый год обучения
№
п/п

Темы занятий

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
1.3.4.
1.3.5.
1.3.6.
1.3.7.
1.3.8.
1.4.

теория

часы
практи
ка

всего

Устройство трактора
История первого трактора
Классификация и общее
устройство трактора.
Устройство двигателя

31
2
2

40
0,5

71
2
2,5

Основные понятия работы
двигателя
Кривошипно-шатунный
механизм
Газораспределительный
механизм
Система
охлаждения
двигателя
Система смазки двигателя
Система
питания
двигателя
Пусковой двигатель
Система
зажигания
пускового двигателя
Трансмиссия

1

1

2

1,5

1

2,5

1,5

1

2,5

1

1

2

1
1

1,5
1

2,5
2

4 неделя
(4.5 ч)

1
1

1,5
1

2,5
2

5 неделя
(4,5)

1.4.1.

Система
трактора

1.4.2.

сцепления

Форма
аттестации
(контроля)

Неделя

1 неделя
(4,5ч)
Устный
опрос

2 неделя
(4,5ч)
3 неделя
(4,5ч)

Устный
опрос
1

1

2

6
неделя(2ч)

Коробка передач

1

3,5

4,5

1.4.3.

Ведущие мосты колесных
тракторов

1

4,5

5,5

1.4.4.

Система
вала
мощности

0,5

0,5

1

6
неделя(2,5ч
)
7
неделя(2ч)
7
неделя(2,5ч
)
8
неделя(3ч)
8
неделя(1ч)

отбора

7

1.5.

Ходовая часть

1.5.1.

Ходовая часть и рулевое
управление
колесных
тракторов

1

2

3

1.5.2.

Тормозная
система
колесных тракторов

0,5

1

1,5

1.5.3.

Гидропривод трактора

1

2,5

3,5

1.5.4.

Навесная
трактора

1

1

2

1.6.

Электрооборудование

1.6.1
1.6.2

Общая
схема
электрооборудования
Источники питания

1.6.3

система

Устный
опрос

Устный
опрос
1,5

1

2,5

1

1

2

Аккумулятор

1

2

3

1.6.4

Электрогенератор

1

2,5

3,5

1.6.5

Электростартер

1

1,5

2,5

1.6.6

1

2

3

1.6.7

Световые
приборы
трактора
Контактно-транзисторная
система
зажигания
и
коммутатор

1,5

1,5

3

1.6.8

Система
магнето

от

0,5

1

1,5

1.6.9

Кабина:
контроля

приборы

0,5

1

1,5

1

1

2

зажигания

1.6.10 Механизмы
трактором.

управления

8
неделя(0,5ч
)
9
неделя(2.5ч
)
9
неделя(1,5ч
)
9
неделя(0,5ч
)
10
неделя(3ч)
10
неделя(1,5ч
)
11неделя(0,
5ч)
11неделя(2,
5ч)
11неделя(1,
5ч)
12неделя(0,
5ч)
12неделя(3
ч)
12неделя(1
ч)
13
неделя(2,5ч
)
13
неделя(2ч)
14
неделя(0,5ч
)
14
неделя(3ч)
14
неделя(1ч)
15
неделя(2ч)
15
неделя(1,5ч
)
15
неделя(1ч)
16
неделя(0,5ч
)
16
неделя(2ч)

8

1.6.11 Контрольная работа по
теме:
«Устройство
трактора»

1

-

1

38,5

40,5

79

3,5

-

3,5

2.1.

Производственное
обучение
Безопасность
труда,
пожарная безопасность и
электробезопасность
в
учебных мастерских

2.2.

Слесарные работы

2.2.1

Основы материаловедения

1,5

-

1,5

2.2.2

Черные металлы и сплавы

1

-

1

2.2.3

Цветные
металлы
и
сплавы
Неметаллические
материалы
Основы слесарного дела

1

-

1

1

-

1

2

-

2

Резка, правка, чистка,
разметка, рубка металлов
Опиливание деталей из
металла
Сверление,
зенкование
отверстий

1

1,5

2,5

0,5

1,5

2

1

1,5

2,5

в

1

1,5

2,5

2.2.10 Нарезание
резьбы
на
стержне
2.2.11 Неразъемные соединения

1

1

2

1

-

1

1,5

2

3,5

2.

2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.2.7
2.2.8

2.2.9

Нарезание
отверстиях

резьбы

2.2.12 Клепка, пайка, сварка

Контрольная
работа

16
неделя(1ч)

16
неделя(1ч)
17
неделя(2,5ч
)
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
17неделя(1,
5ч)
17
неделя(0,5ч
)
18
неделя(0,5ч
)
18
неделя(1ч)
18неделя(1
ч)
18неделя(2
ч)
19 неделя
(4,5ч)

20
неделя(2,5ч
)
20
неделя(2ч)
21
неделя(0,5ч
)
21
неделя(2ч)
21
неделя(1ч)
21
неделя(1ч)
22
неделя(2,5ч

9

2.2.13 Основы
измерений

технических

1

1,5

2,5

2.2.14 Измерительный
инструмент
2.2.15 Измерение
деталей
простыми инструментами

1

1

2

1

1

2

2.2.16 Измерение
деталей
штангенциркулем

0,5

1

1,5

2.2.17 Измерение
микрометром

деталей

0,5

1

1,5

2.2.18 Составление
чертежей

эскизов

1

2

3

2,5

-

2,5

2.2.19 Чтение
и
черчение
простых чертежей.
2.3.
Ремонтные работы

2.3.1

Очистка
тракторов
сборочных единиц

2.3.2

и

23 неделя
(4ч)

24
неделя(1,5ч
)
24
неделя(1,5ч
)
24
неделя(1,5ч
)
25неделя(1,
5ч)
25неделя(2,
5ч)
Педаго
гическое
наблюдение.
Анализ

2

2,5

4,5

Разборка тракторов

2

4,5

6,5

2.3.3

Подъемно-транспортное
оборудование мастерской

1

2,5

3,5

2.3.4

Механизированный
инструмент
Стенды для разборки
двигателей

1

1

2

1

1,5

2,5

2.3.5

)
22 неделя
(2ч)
23
неделя(0,5ч
)

25неделя(0,
5ч)
26неделя(4
ч)
26неделя(0,
5ч)
27неделя(4,
5ч)
28неделя(1,
5ч)
28
неделя(3ч)
29
неделя(0,5ч
)
29неделя(2
ч)
29неделя(2
ч)
30
неделя(0,5ч
)

10

2.3.6

Комплекты съемников

1

1

2

2.3.7

Ремонт
резьбовых
соединений и деталей

2

4,5

6,5

2.3.8

Ремонт
шлицевых
и
шпоночных соединений

2

2,5

4,5

2.3.9

Регулировочные работы

1

4

5

2.4.

Контрольная работа по
теме
«Производственное
обучение»
Правила
дорожного
движения

1

-

1

19

2

21

3,5

-

3,5

3.

3.1

Общие
основные
термины

3.2.

Дорожные знаки
классификация

их

1,5

-

1,5

Устный
опрос

3.3.

Дорожная разметка и её
характеристики

1,5

1

2,5

Устный
опрос

3.4.

Порядок
движения,
остановка
и
стоянка
самоходных машин
Основы
безопасности
дорожного движения

1,5

1

2,5

Устный
опрос

5,5

-

5,5

Устный
опрос

3.6.

Оказание
первой
медицинской помощи

3,5

-

3,5

Устный
опрос

3.7.

Необходимые
при
транспортном

1

-

1

Устный
опрос

3.5.

положения,
понятия
и

Контрольная
работа

и

действия
дорожно-

30
неделя(2ч)
30
неделя(2ч)
31
неделя(4,5ч
)
32
неделя(4,5ч
)
33
неделя(4,5ч
)
34
неделя(0,5ч
)
34
неделя(1ч)

34
неделя(3ч)
35
неделя(0,5ч
)
35
неделя(1,5ч
)
35
неделя(2,5ч
)
36
неделя(2,5ч
)
36неделя(2
ч)
37
неделя(3,5ч
)
37
неделя(1ч)
38
неделя(2,5ч
)
38
неделя(1ч)

11

3.8.

происшествии
Контрольная работа по
теме «Правила дорожного
движения
ИТОГО:

1

88,5

1

82,5

Контрольная
работа

38
неделя(1ч)

171

Содержание программы первого года обучения
1.Устройство трактора
История первого трактора.
Классификация и общее устройство трактора.
Устройство двигателя. Основные понятия работы двигателя.
Кривошипно-шатунный механизм. Газораспределительный механизм.
Система охлаждения двигателя. Система смазки двигателя. Система питания
двигателя. Пусковой двигатель. Система зажигания пускового двигателя.
Трансмиссия. Система сцепления трактора. Коробка передач. Ведущие
мосты колесных тракторов. Система вала отбора мощности. Ходовая часть.
Ходовая часть и рулевое управление колесных тракторов. Тормозная система
колесных тракторов. Гидропривод трактора. Навесная система трактора.
Электрооборудование. Общая схема электрооборудования. Источники
питания. Аккумулятор. Электрогенератор. Электростартер. Световые
приборы трактора. Контактно-транзисторная система зажигания и
коммутатор. Система зажигания от магнето. Кабина: приборы контроля.
Механизмы управления трактором. Контрольная работа по теме:
"Устройство трактора"
2.Производственное обучение
Безопасность труда, пожарная безопасность и электробезопасность в
учебных мастерских.
Слесарные работы. Основы материаловедения. Черные металлы и
сплавы. Цветные металлы и сплавы. Неметаллические материалы. Основы
слесарного дела. Резка, правка, чистка, разметка, рубка металлов.
Опиливание деталей из металла. Сверление, зенкование отверстий.
Нарезание резьбы в отверстиях. Нарезание резьбы на стержне. Неразъемные
соединения. Клепка, пайка, сварка. Основы технических измерений.
Измерительный инструмент. Измерение деталей простыми инструментами.
Измерение деталей штангенциркулем. Измерение деталей микрометром.
Составление эскизов чертежей. Чтение и черчение простых чертежей.
Ремонтные работы. Очистка тракторов и сборочных единиц. Разборка
тракторов.
Подъемно-транспортное
оборудование
мастерской.
Механизированный инструмент. Стенды для разборки двигателей.
Комплекты съемников. Ремонт резьбовых соединений и деталей. Ремонт
шлицевых и шпоночных соединений. Регулировочные работы.
Контрольная работа по теме «Производственное обучение»
3.Правила дорожного движения
Общие положения, основные понятия и термины.
12

Дорожные знаки и их классификация.
Дорожная разметка и её характеристики.
Порядок движения, остановка и стоянка самоходных машин.
Основы безопасности дорожного движения.
Оказание первой медицинской помощи.
Необходимые действия при дорожно-транспортном происшествии.
Контрольная работа по теме «Правила дорожного движения».
4.Учебный(тематический) план
Второй год обучения
часы

№
п/п

Темы занятий

1.
1.1

Теория

Прак
-тика

Всего

Устройство трактора

1

45,5

46,5

Устройство управления

-

2

2

Форма
аттестации
(контроля)

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

Неделя

1
неделя(
4,5ч)

1.2

Панель приборов и их
назначение

-

2,5

2.5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

1.3

Основные понятия работы
двигателя, неисправности.

-

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

1.4

Кривошипно-шатунный
механизм, неисправности.

-

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

1.5

Газораспределительный
механизм, неисправности.

-

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

1.6

Система питания двигателя,
неисправности.

-

1,5

1.5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

1.7

Топливный насос высокого
давления

-

1,5

1.5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

3
неделя(
1,5ч)

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

3
неделя(
3ч)
4
неделя(
0,5ч)

Педагогическое
наблюдение.

4
неделя(
1,5ч)

1.8

Устройство форсунок

-

3,5

3.5

1.9

Система охлаждения
двигателя

-

1,5

1.5

2
неделя(
4,5ч)

13

Анализ
1.10 Смазочная система двигателя

-

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

4
неделя(
1ч)

управления
1.11 Механизм
сцеплением

-

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

4
неделя
(1ч)

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

4
неделя(
0,5ч)
5
неделя(
0,5ч)

Механизм управления
1.12 тормозами

-

1

1

передач тракторов,
1.13 Коробка
неисправности

-

1,5

1,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

5
неделя(
1,5ч)

управления
1.14 Механизм
коробкой передач

-

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

5
неделя(
1ч)

1.15 Гидросистема трансмиссии

-

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

5
неделя(
1ч)

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

5
неделя(
0,5ч)
6
неделя(
2ч)

мосты колесных
1.16 Ведущие
тракторов и их работа

-

2,5

2,5

вала отбора
1.17 Система
мощности

-

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

6
неделя(
1ч)

Ходовая часть и рулевое
1.18 управление колесных
тракторов, их регулировка.

-

1,5

1,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

6
неделя(
1,5ч)

системы колесных
1.19 Тормозные
тракторов, работа с прицепом

-

1,5

1,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

трактора и его
1.20 Гидропривод
работа

-

1,5

1,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

-

1,5

1,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

-

1,5

1,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

1.21

Электрооборудование. Общая
схема электрооборудования

1.22 Источники питания

7
неделя(
4,5ч)

14

1.23 Электрогенератор

1.24 Электростартер

1.25

Световые приборы,
назначение

1.26 Фары, характеристика

1.27

Габаритные огни, указатели
поворотов

-

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

-

0,5

0,5

-

1,5

1,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

-

1,5

1,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

9
неделя(
1,5ч)

-

1,5

1,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

9
неделя
(1,5ч)

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

9
неделя(
1,5ч)
10
неделя
(2ч)

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

10
неделя(
2ч)

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

10
неделя(
0,5ч)
11
неделя(
0,5ч)
11
неделя
(1ч)

1.28 Тракторные прицепы

-

3,5

3,5

1.29 Прицепное устройство

-

2

2

1.30 Порядок сцепки прицепов

-

1

1

1.31

Контрольное работа по теме
«Устройство трактора»

1

-

1

2

Техническое обслуживание
и ремонт

11

23,5

34,5

Контрольная
работа

Устный опрос
2.1

Организация технического
обслуживания

4.5

-

4.5

2.2

Охрана труда и техника
безопасности при ТО

2.5

-

2,5

Устный опрос
Устный опрос

2.3

Ремонт тракторов и виды
ремонта

8
неделя
(4,5ч)

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

2

-

2

11
неделя
(3ч)
12
неделя
(1,5ч)
12
неделя
(2,5ч)
12
неделя(
0,5ч)
13
неделя(

15

2.4

Оценка технического
состояния колесного трактора

-

2

2

Устный опрос
Устный опрос

2.5

Проведение ежесменного
технического обслуживания
(ЕТО)

2.6

Ознакомление с
инструкционнотехнологической картой
выполнения работ

2.7

Изучение оборудования,
применяемого для оценки
технического состояния
трактора и подготовка его к
работе

-

3.5

3.5

Устный опрос
1

4.5

5.5

Устный опрос
-

4.5

4.5

Устный опрос
2.8

Выполнение работ первого
технического обслуживания
колесного трактора

-

4.5

4.5

Устный опрос
2.9

Выполнение работ второго
технического обслуживания
колесного трактора

Контрольная работа по теме
2.10 «Техническое обслуживание и
ремонт»
Правила дорожного
3
движения
3.1

Проезд регулируемых
перекрестков. Светофоры.

-

4.5

1

4.5

1

25

-

25

2,5

-

2,5

Контрольная
работа

Устный опрос
Устный опрос

3.2

Проезд регулируемых
перекрестков. Регулировщик

2,5

-

2,5

3.3

Проезд нерегулируемых
перекрестков

2,5

-

2,5

Устный опрос

1,5ч)
13неде
ля(2ч)
13
неделя(
1ч)
14
неделя(
2,5ч)
14
неделя
(2ч)
15
неделя(
3,5ч)
15
неделя
(1ч)
16
неделя
(3,5ч)
16
неделя(
1ч)
17
неделя
(3,5ч)
17
неделя(
1ч)
18
неделя(
3,5ч)
18
неделя
(1ч)

19
неделя(
2,5ч)
19
неделя(
2ч)
20
неделя(
0,5ч)
20
неделя
(2,5ч)

16

Устный опрос
3.4

Дорожная разметка

2,5

-

2,5

Устный опрос
3.5

Дорожные знаки

1

-

1

3.6

Классификация дорожных
знаков

2

-

2

Устный опрос
Устный опрос

3.7

Расположение транспортного
средства на проезжей части

2

-

2

Устный опрос
3.8

Начало движения,
маневрирование

2,5

-

2,5
Устный опрос

3.9

Проезд пешеходных
переходов и остановок
маршрутных транспортных
средств

3

-

Проезд железнодорожных
переездов

Контрольная работа по теме
3.11 «Правила дорожного
движения»
Основы управления и
4
безопасность дорожного
движения

3,5

-

3,5

1

-

1

7,5

6

13,5

Контрольная
работа

Устный опрос
4.1

Техника управления
трактором

2

3

5

Устный опрос
4.2

Особые условия управления

0,5

1,5

22
неделя
(0,5ч)

3

Устный опрос
3.10

20
неделя
(1,5ч)
21
неделя(
1ч)
21
неделя(
1ч)
21
неделя(
2ч)
21
неделя
(0,5ч)
22
неделя
(1,5ч)
22
неделя
(2,5ч)

2

23
неделя
(2,5ч)
23
неделя
(2ч)
24
неделя(
1,5ч)
24
неделя
(1ч)

24
неделя
(2ч)
25
неделя
(3ч)
25
неделя
(1,5ч)
26

17

Устный опрос
4.3

Дорожное движение

4.4

4.5

4.6

4.7

5
5.1

5.2

0,5

1,5

2

Психофизиологические
качества тракториста

1

-

1

Психические качества
тракториста

1

-

1

Действия тракториста в
штатных и нештатных
(критических) режимах
движения
Контрольная работа по теме
«Основы управления и
безопасность дорожного
движения»
Оказание первой
медицинской помощи
Угрожающие жизни состояния
при механических и
термических поражениях
Психические реакции при
авариях. Особенности
оказания помощи
пострадавшим в состоянии
неадекватности

5.3

Основные действия при
авариях

5.4

Оценка состояния
пострадавших при авариях

5.5

Пользование индивидуальной
аптечкой

Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
1,5

-

1

1,5

1

6

5

11

1

-

1

Контрольная
работа

27
неделя
(1ч)

Устный опрос

27
неделя(
1ч)
27
неделя
(1ч)

Устный опрос
1

-

1

1

-

1

Устный опрос
Устный опрос
1

-

1

0,5

0,5

Устный опрос
Устный опрос

5.6

Высвобождение пострадавших
из транспортного средства

0,5

3

3,5

5.7

Погрузка и транспортировка
пострадавших в ДТП

0,5

1,5

2

5.8
6

Контрольная работа по теме
«Оказание первой
медицинской помощи»
Производственное обучение

Устный опрос

1

-

1

3,5

37,0

40,5

неделя(
0,5ч)
26
неделя
(2ч)
26
неделя
(1ч)
26
неделя
(1ч)
27
неделя
(1,5ч)

Контрольная
работа

28
неделя(
1ч)
28
неделя
(1ч)
28
неделя
(0,5ч)
28
неделя
(2ч)
29
неделя(
1,5ч)
29
неделя(
2ч)
29
неделя(
1ч)

18

6.1

Техника безопасности при
проведении практических
занятий

Устный опрос
1,5

-

1,5

6.2

Пожарная безопасность на
практических занятиях

0,5

-

0,5

6.3

Подготовка рабочего места

0,5

1

1,5

Устный опрос

Педагогическое
наблюдение.
Анализ
Педагогическое
наблюдение.
Анализ

30
неделя(
1,5ч)
30
неделя
(0,5ч)
30
неделя
(1,5 ч)
30
неделя
(1ч)
31
неделя(
0,5ч)
31
неделя
(1,5ч)

6.4

Подготовка и проверка
инструмента

-

1,5

1,5

6.5

Проверка и испытание
подъемных устройств

-

1,5

1,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

6.6

Очистка тракторов и
сборочных единиц

1,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

31
неделя
(1,5ч)

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

31
неделя(
1ч)
32
неделя(
1,5ч)
32
неделя
(2ч)

-

1,5

6.7

Ремонт шпоночных и
шлицевых соединений

-

2,5

2,5

6.8

Ремонт резьбовых соединений

-

2

2

6.9

6.10

Снятие двигателя с трактора

Установка двигателя на
трактор

-

-

4,5

4,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

4,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

4,5

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

6.11 Ремонт механизма управления

-

2

2

6.12 Ремонт тормозной системы

-

2,5

2,5

32
неделя
(1ч)
33
неделя(
3,5ч)
33
неделя(
1ч)
34
неделя(
3,5ч)
34
неделя
(1ч)
35
неделя
(1ч)
35

19

6.13 Ремонт колес

Переустановка колес на
6.14
тракторе

6.15 Ремонт электрооборудования

6.16 Проверка топливной системы

-

-

-

3

2

3

3

2

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

неделя
(2,5ч)

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

35
неделя(
1ч)
36
неделя(
2ч)
36
неделя(
2ч)

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

3

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

Педагогическое
наблюдение.
Анализ

-

2,5

2,5

6.17

Проверка и ремонт
тракторного прицепа

-

3

3

6.18

Контрольная работа по теме
«Производственное обучение»

1

-

1

Итого

54

117

171

Педагогическое
наблюдение.
Анализ
Контрольная
работа

36
неделя(
0,5ч)
37
неделя(
2,5ч)
37
неделя(
2ч)
38
неделя(
0,5ч)
38
неделя(
3ч)
38
неделя(
1ч)

Содержание программы второго года обучения
1.Устройство трактора
Устройство управления. Панель приборов и их назначение. Основные
понятия работы двигателя, неисправности. Кривошипно-шатунный
механизм, неисправности. Газораспределительный механизм, неисправности.
Система питания двигателя, неисправности. Топливный насос высокого
давления. Устройство форсунок. Система охлаждения двигателя. Смазочная
система двигателя. Механизм управления сцеплением. Механизм управления
тормозами. Коробка передач тракторов, неисправности. Механизм
управления коробкой передач. Гидросистема трансмиссии. Ведущие мосты
колесных тракторов и их работа. Система вала отбора мощности. Ходовая
часть и рулевое управление колесных тракторов, их регулировка. Тормозные
системы колесных тракторов, работа с прицепом. Гидропривод трактора и
его работа. Электрооборудование. Общая схема электрооборудования.
20

Источники питания. Электрогенератор. Электростартер. Световые приборы,
назначение. Фары, характеристика. Габаритные огни, указатели поворотов.
Тракторные прицепы. Прицепное устройство. Порядок сцепки прицепов.
Контрольная работа по теме «Устройство трактора»
2.Техническое обслуживание и ремонт
Организация технического обслуживания. Охрана труда и техника
безопасности при ТО. Ремонт тракторов и виды ремонта. Оценка
технического состояния колесного трактора. Проведение ежесменного
технического обслуживания (ЕТО). Ознакомление с инструкционнотехнологической картой выполнения работ. Изучение оборудования,
применяемого для оценки технического состояния трактора и подготовка его
к работе. Выполнение работ первого технического обслуживания колесного
трактора. Выполнение работ второго технического обслуживания колесного
трактора. Контрольная работа по теме «Техническое обслуживание и
ремонт»
3.Правила дорожного движения
Проезд регулируемых перекрестков. Светофоры. Проезд регулируемых
перекрестков. Регулировщик. Проезд нерегулируемых перекрестков.
Дорожная разметка. Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков.
Расположение транспортного средства на проезжей части. Начало движения,
маневрирование. Проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных
транспортных средств. Проезд железнодорожных переездов. Контрольная
работа по теме «Правила дорожного движения»
4.Основы управления и безопасность дорожного движения
Техника управления трактором. Особые условия управления. Дорожное
движение. Психофизиологические качества тракториста. Психические
качества тракториста. Действия тракториста в штатных и нештатных
(критических) режимах движения. Контрольная работа по теме «основы
управления и безопасность дорожного движения»
5.Оказание первой медицинской помощи
Угрожающие жизни состояния при механических и термических
поражениях. Психические реакции при авариях. Особенности оказания
помощи пострадавшим в состоянии неадекватности, Основные действия при
авариях. Оценка состояния пострадавших при авариях. Пользование
индивидуальной аптечкой. Высвобождение пострадавших из транспортного
средства. Погрузка и транспортировка пострадавших в ДТП. Контрольная
работа по теме «Оказание первой медицинской помощи»
6.Производственное обучение
Техника безопасности при проведении практических занятий. Пожарная
безопасность на практических занятиях. Подготовка рабочего места.
Подготовка и проверка инструмента. Проверка и испытание подъемных
устройств. Очистка тракторов и сборочных единиц. Ремонт шпоночных и
шлицевых соединений. Ремонт резьбовых соединений. Снятие двигателя с
трактора. Установка двигателя на трактор. Ремонт механизма управления.
21

Ремонт тормозной системы. Ремонт колес. Переустановка колес на тракторе.
Ремонт электрооборудования. Проверка топливной системы. Проверка и
ремонт тракторного прицепа. Контрольная работа по теме
« Производственное обучение».
5. Учебный(тематический) план
Третий год обучения
Темы занятий

1
1.1

Часы
Тео- Пракрия тика
1и
20,5

Техническое
обслуживание
ремонт
Техника безопасности на рабочем месте

Всего
21,5

3,0

3,0

Форма
аттестации
(контроля)

Неделя

Педагогическое
наблюдение.
Анализ
Педагогическ
ое
наблюдение.
Анализ

1
неделя
(3ч)

1.2

Оценка технического
состояния трактора и
проведение ежесменного техничес
кого обслуживания (ЕТО)

4,5

4,5

1.3

Выполнение
работ
первого
технического обслуживания
колесного трактора, контроль
качества работы.

5,0

5,0

Педагогическ
ое
наблюдение.
Анализ

1.4

Выполнение
работ
второго
технического обслуживания
колесного трактора, контроль
качества работы

5,0

5,0

Педагогическ
ое
наблюдение.
Анализ

1.5

Комплексное обслуживание
трактора и прицепных устройств

3,0

3,0

Педагогическ
ое
наблюдение.
Анализ

1.6

Контрольная
работа
по
теме
1
«Техническое обслуживание и
ремонт»
Правила дорожного движения
31,5
Обязанности
тракториста. 3,5
Документы,
необходимые
трактористу

-

1,0

Контрольная
работа

27,0
-

58,5
3,5

Устный опрос

2
2.1

-

1
неделя
(1,5ч)
2
неделя
(3ч)
2
неделя
(1,5ч)
3
неделя
(3,5ч)
3
неделя(
1ч)
4
неделя(
4ч)
4
неделя(
0,5ч)
5
неделя(
2,5ч)
5
неделя(1ч)

5
неделя(
1ч)
6
неделя(

22

2.2

Особые условия движения и 6,0
приоритет
маршрутных
транспортных средств

-

6,0

Устный опрос

2.3

Условия и порядок буксировки

2,0

5,5

Устный опрос

2.4

Опасные последствия при
2
нарушении
правил буксировки

-

2

Устный опрос

2.5

Условия, при которых
разрешается учебная езда

4,5

-

4,5

Устный опрос

2.6

Дороги, перекрестки и их
разновидности

2,0

-

2,0

Устный опрос

2.7

Перевозка грузов

2,0

-

2,0

Устный опрос

2.8

Правила размещения и
закрепления груза

-

3,0

3,0

Устный опрос

2.9

Обозначения перевозимого груза

2,5

1,0

3,5

Устный опрос

2.1
0

Согласование условий
опасных грузов

-

2,0

Устный опрос

2.1
1

Номерные
опознавательные
знаки,
предупредительные устройства,
надписи
и
обозначения

3,5

перевозки
2,0

Устный опрос
5,0

5,0

2,5ч)
6
неделя(
2ч)
7
неделя(
4ч)
7
неделя(
0,5ч)
8
неделя(
4,5ч)
9
неделя(
0,5ч)
9
неделя(
2ч)
9
неделя(
2ч)
10
неделя(
2,5ч)
10
неделя(
2ч)
11
неделя
(2ч)
11
неделя(
2,5ч)
12неде
ля(0,5ч
)
12неде
ля(3,5ч
)
12
неделя(
0,5ч)
13
неделя(
1,5ч)
13
неделя(
3ч)
14
неделя(

23

2.1
2

Техническое
состояние
оборудование трактора

2.1
3

5,0

7,5

Устный опрос

Неисправности, при
которых разрешается и
запрещается эксплуатация трактора

5,5

5,5

Устный опрос

2.1
4

Опасные последствия, возникающие
при неисправности трактора

5,5

5,5

Устный опрос

2.1
5
3

Контрольная работа по теме
1,0
«Правила дорожного движения»
Основы
управления
и 32,5
безопасность движения.
Разновидность
дорожных 2,0
условий

-

1,0

Контрольная
работа

9,5

42,0

-

2,0

Устный опрос

Безопасность
движения при 4,5
различных дорожных условиях

-

4,5

Устный опрос

3.2

Опасные участки автомобильных 2,0
дорог

-

2,0

Устный опрос

3.3

Пользование дорогами в осенний 2,5
и весенний периоды

-

2,5

Устный опрос

3.4

Пользование зимними дорогами 3,0
(зимниками)

-

3,0

Устный опрос

3.5

Проезд гатей и бродов

-

2,5

Устный опрос

3.1

и 2,5

2,5

2ч)
14неде
ля(2,5ч
)
15
неделя(
4,5ч)
16неде
ля
(0,5ч)
16неде
ля(4ч)
17
неделя(
1,5ч)
17
неделя(
3ч)
18
неделя(
2,5ч)
18
неделя(1ч)

18
неделя(
1ч)
19
неделя(
1ч)
19
неделя(
3,5ч)
20
неделя(
1ч)
20
неделя
(2ч)
20
неделя(
1,5ч)
21
неделя(
1ч)
21
неделя(
3ч)
21
неделя(

24

Меры
предосторожности 2,0
движения по ремонтируемым
участкам дорог
Предупредительные и световые 2,0
сигналы
на
ремонтируемых
участках дорог

-

2,0

Устный опрос

1,0

3,0

Устный опрос

3.8

Особенности
работы
на 2,5
тракторах в полевых и лесных
условиях

-

2,5

Устный опрос

3.9

Дорожно-транспортные
происшествия

-

4,0

Устный опрос

3.1
0

Безопасная
тракторов

эксплуатация 2,0

2,0

4,0

Устный опрос

3.1
1

Правила производства работ при 1,0
перевозке грузов

1,0

2,0

Устный опрос

3.1
2

Применение
правильных 1,5
приемов
при
ремонте
тракторов
Проверка и ремонт двигателя
-

1,0

2,5

Устный опрос

2,5

2,5

Педагогическ
ое
наблюдение.
Анализ

3.1
4

Регулировка двигателя

2,0

2,0

3.1
5

Контрольная работа по теме 1,0
«Основы
управления
и
безопасность движения»
Правовая
ответственность 11,0
тракториста
Административная
2,0
ответственность

-

1,0

Педагогическ
ое
наблюдение.
Анализ
Контрольная
работа

-

11,0

-

2,0

Устный опрос

Уголовная ответственность

-

2,0

Устный опрос

3.6

3.7

3.1
3

4
4.1

4.2

4,0

-

2,0

0,5ч)
22неде
ля(2ч)
22
неделя(
2ч)
22
неделя(
0,5ч)
23неде
ля(2,5ч
)
23
неделя(
2ч)
24
неделя(
0,5ч)
24
неделя(
4ч)
25
неделя(
4ч)
25
неделя(
0,5ч)
26
неделя(
1,5ч)
26
неделя(
2,5ч)
26
неделя(
0,5ч)
27неде
ля(2ч)
27
неделя(
2ч)
27
неделя(
1ч)

28
неделя(
2ч)
28

25

4.3

Гражданская ответственность

2,0

-

2,0

Устный опрос

4.4

Правые основы охраны природы

2,0

-

2,0

Устный опрос

4.5

Право собственности на трактор

1,0

-

1,0

Устный опрос

4.6

Страхование
тракториста
и 1,0
трактора
Зачет
по
теме
«Правовая 1,0
ответственность тракториста»

-

1,0

Устный опрос

1,0

Зачет

4.7

-

Решение
экзаменационных 20,0
билетов
Решение
экзаменационных 6,0
билетов
по
безопасности
дорожного движения

20,0
6,0

Педагогическ
ое
наблюдение.

5.2

Решение
экзаменационных 14,0
билетов по правилам дорожного
движения

14,0

Педагогическ
ое
наблюдение.

6
6.1

4,5
4,5

13,5
4,5

Консультация

6.2

Консультации
9
Консультации
по
правилам вождения и правилам перевозки
грузов
Консультации по ПДД
4,5

-

4,5

Консультация

6.3

Консультации по БДД

4,5

-

4,5

Консультация

7

Квалификационный экзамен

3

1,5

4,5

Квалификаци

5
5.1

неделя(
2ч)
29
неделя(
2ч)
29
неделя(
2ч)
29
неделя(
0,5ч)
30
неделя(
0,5ч)
30неде
ля (1ч)
30
неделя(
1ч)

30
неделя(
2ч)
31
неделя(
4ч)
31
неделя
(0,5)
32
неделя(
4,5ч)
33неде
ля(4,5ч
)
34неде
ля(4,5ч
)
35
неделя(
4,5ч)
36неде
ля(4,5ч
)
37
неделя(
4,5ч)
38неде

26

он-ный
экзамен
Итого:

108

63

ля(4,5ч
)

171

Содержание программы третьего года обучения
1.Техническое обслуживание и ремонт.
Техника безопасности на рабочем месте. Оценка технического
состояния трактора и проведение ежесменного технического состояния
(ЕТО). Выполнение работ первого технического обслуживания колесного
трактора, контроль качества работы. Выполнение работ второго
технического обслуживания колесного трактора, контроль качества работы.
Комплексное обслуживание трактора и прицепных устройств. Контрольная
работа по теме «Техническое обслуживание и ремонт».
2.Правила дорожного движения.
Обязанности тракториста. Документы, необходимые трактористу.
Особые условия движения и приоритет маршрутных транспортных средств.
Условия и порядок буксировки. Опасные последствия при нарушении правил
буксировки. Условия, при которых разрешается учебная езда. Дороги,
перекрестки и их разновидности. Перевозка грузов. Правила размещения и
закрепления груза. Обозначения перевозимого груза. Согласование условий
перевозки
опасных
грузов.
Номерные
опознавательные
знаки,
предупредительные устройства, надписи и обозначения. Техническое
состояние и оборудование трактора. Неисправности, при которых
разрешается и запрещается эксплуатация трактора. Опасные последствия,
возникающие при неисправности трактора. Контрольная работа по теме
«Правила дорожного движения».
3.Основы управления и безопасность движения.
Разновидность дорожных условий. Безопасность движения при
различных дорожных условиях. Опасные участки автомобильных дорог.
Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними
дорогами (зимниками). Проезд гатей и бродов. Меры предосторожности
движения по ремонтируемым участкам дорог. Предупредительные и
световые сигналы на ремонтируемых участках дорог. Особенности работы на
тракторах в полевых и лесных условиях. Дорожно-транспортные
происшествия. Безопасная эксплуатация тракторов. Правила производства
работ при перевозке грузов. Применение правильных приемов при ремонте
тракторов. Проверка и ремонт двигателя. Регулировка двигателя.
Контрольная работа по теме «Основы управления и безопасность движения».
4.Правовая ответственность тракториста
Административная ответственность. Уголовная ответственность.
Гражданская ответственность. Правовые основы охраны природы. Право
собственности на трактор. Страхование тракториста и трактора. Зачёт по
теме «Правовая ответственность тракториста»
27

5.Решение экзаменационных билетов.
Решение экзаменационных билетов по безопасности дорожного
движения. Решение экзаменационных билетов по правилам дорожного
движения.
6.Консультации.
Консультации по правилам вождения и правилам перевозки грузов.
Консультации по ПДД. Консультации по БДД.
7.Квалификационный экзамен
6. Планируемые результаты освоения программы
1. Личностные компетенции:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои действия;
- самооценка на основе критериев учебной деятельности;
- уважительное отношение к мнению педагогического персонала и
обучающихся;
- готовность к исполнению воинской обязанности, в том числе с
применением полученных профессиональных знаний.
2. Метапредметные компетенции:
регулятивные:
- формулирование цели и учебной задачи;
- организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее
достижения;
- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,
проявление к ней устойчивого интереса
познавательные:
-применение в учебной и трудовой деятельности правил пользования
инструкциями;
- умение выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы;
коммуникативные:
- адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих,
разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников;
- оказание взаимопомощи и взаимосотрудничества;
- работа в команде, эффективное общение со всеми участниками
образовательного процесса.
3. Предметные компетенции
- знать правила и требования ТБ, требования производственной санитарии
при работе на тракторе;
- знать принцип работы и устройство трактора с мощностью двигателя до
77,2 кВТ;
- знать и владеть способами выявления и устранения неисправностей
трактора;
28

- выполнять операции ежесменного и первого технического обслуживания
трактора;
- знать инструменты, оборудование, приспособления и контрольноизмерительные приборы, применяемые при ремонте и техническом
обслуживании трактора;
- знать ПДД в полном объеме согласно программы;
- знать и уметь применять правила оказания первой медицинской помощи в
полном объеме согласно программы;
- знать виды ответственности за нарушение правил дорожного движения,
правил эксплуатации и норм по охране окружающей среды в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
-безопасно
управлять
трактором
в
различных
дорожных
и
метеорологических условиях, соблюдая Правила дорожного движения и
правила эксплуатации технического средства;
- выполнять основные регулировки сельскохозяйственных машин;
- разбирать и собирать фильтры грубой очистки, воздухоочистители,
масляную центрифугу;
- частично разбирать и собирать сборочные единицы электрооборудования,
гидравлической системы;
- выполнять под руководством педагога операции ежесменного технического
обслуживания трактора;
- осуществлять агрегатирование с сельскохозяйственным оборудованием;
- выполнять на высоком уровне все упражнения по практическому вождению
трактора согласно программы
В результате освоения программы профессионального обучения профессиональной подготовки по профилю «Основы агротехники» по
профессии «Тракторист категории С» обучающийся
Должен знать:
-принцип и устройство обслуживаемого трактора;
-правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов;
-правила производства работ с прицепными устройствами;
-способы выявления и устранения недостатков в работе трактора;
-мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку
прицепных приспособлений;
-основы нормирования расхода ГСМ;
-принципы системы техобслуживания, регулировки и ремонта
тракторов;
-назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и
приборов транспортного средства;
-правила дорожного движения, основы законодательства в сфере
дорожного движения;

29

-виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения,
правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей
среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-основы безопасного управления транспортными средствами;
-о влиянии алкоголя, медикаментов и наркотических веществ, а также
состояния здоровья и усталости на безопасное управление транспортным
средством;
-перечень неисправностей и условий, при которых запрещается
эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
-приемы и последовательность действий при оказании доврачебной
медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях;
-порядок выполнения контрольного осмотра транспортного средства
перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
-правила техники безопасности при проверке технического состояния
транспортного средства, приемы устранения неисправностей и выполнения
работ по техническому обслуживанию, правила обращения с
эксплуатационными материалами.
Должен уметь:
-безопасно управлять транспортным средством с инструктором в
различных дорожных и метеорологических условиях, соблюдать Правила
дорожного движения;
-управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других
участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные
конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
-заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и
специальными жидкостями с соблюдением современных экологических
требований, экономно расходовать ГСМ;
-уверенно действовать в нештатных ситуациях;
-принимать возможные меры для оказания доврачебной медицинской
помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях,
соблюдать требования по их транспортировке;
-устранять возникшие во время эксплуатации транспортного средства
мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с
соблюдением требований техники безопасности;
-самостоятельно
выполнять
все
операции
по
ежесменному
техобслуживанию тракторов и с/х машин, а также выполнять регулировки на
этих тракторах и машинах;
-выполнять ремонтные работы, тарифицируемые 1-2 разрядами слесаря
по ремонту с/х машин и оборудования;
-своевременно обращаться к специалистам за устранением выявленных
технических неисправностей;
-совершенствовать свои навыки управления транспортным средством
для сдачи экзамена на право вождения трактором.
-самостоятельно работать на тракторе и на прицепных агрегатах;
30

-выполнять механизированные работы на тракторе и с/х машинах в
соответствии с требованиями агротехники;
-самостоятельно
выполнять
все
операции
по
ежесменному
техобслуживанию тракторов и с/х машин, а также выполнять регулировки на
этих тракторах и машинах;
-выполнять правила техники безопасности, пожарной безопасности,
производственной санитарии и гигиены при работе, техобслуживании и
ремонте тракторов и сельхозмашин;
-обеспечивать охрану природы и окружающей среды.
7. Условия для реализации программы
7.1.Материально- техническое обеспечение
-Специальный оборудованный кабинет для теоретической подготовки,
соответствующий требованиям СанПиН
-Мастерская для практического обучения
-Учебная площадка для обучения вождению трактора (трактородром)
-Учебный трактор ЛТЗ-60А
-Компьютер
-Мультимедиапроектор
-Интерактивная доска
-Документ-камера
7.2.Информационное обеспечение
Плакаты для изучения устройства трактора
-Плакаты для изучения правил дорожного движения
-Плакаты для изучения дорожных знаков
-Дидактические материалы(карточки, схемы)
-Макеты сельскохозяйственных машин, агрегаты и узлы тракторов,
отдельные запчасти
-Правила дорожного движения
-Электронная версия правил дорожного движения
-Экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по
безопасной эксплуатации самоходных машин категории «С»
-Экзаменационные билеты приема органами Гостехнадзора теоретического
экзамена по правилам дорожного движения на право управления
самоходными машинами
7.3. Кадровое обеспечение
В реализации программы участвует педагогический работник,
имеющий среднее профессиональное или высшее образование, прошедший
профессиональную подготовку по профилю деятельности и имеющий
установленную квалификационную категорию «преподаватель».
8. Требования к оцениванию качества освоения программы
31

8.1. Оценка качества освоения программы профессионального обученияпрофессиональной подготовки по профессии «Тракторист категории «С»
включает текущий контроль знаний (устные опросы, педагогическое
наблюдение, контрольные работы, зачеты), промежуточную аттестацию
(школьный экзамен) и государственную (итоговую) аттестацию
обучающихся.
8.1.1.Текущий контроль знаний обучающихся проводит преподаватель
по следующим критериям:
Оценка «5» ставится, если обучающийся полностью усвоил учебный
материал, может изложить его своими словами, самостоятельно
подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно
отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, если полностью
соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, правила
техники безопасности, работа выполнялась самостоятельно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном усвоил учебный
материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает
ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные
вопросы. если работа выполнена самостоятельно, допущены незначительные
ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые
исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и
технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не усвоил существенную часть
учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении
своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами,
слабо отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, если
самостоятельность в работе была низкая, допущены нарушения трудовой и
технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего
места, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки
исправлялись после замечания учителя, допущенные незначительные
нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.
Оценка «2» ставится, если обучающийся полностью не усвоил учебный
материал, не может изложить своими словами, не может привести
конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы
преподавателя, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены
грубые нарушения трудовой и технической дисциплины, правил техники
безопасности, которые повторялись после замечаний преподавателя, если
неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после
замечаний преподавателя, неправильные действия привели к травме или
поломке инструмента (оборудования).
8.1.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний,
промежуточной аттестации доводятся до сведения обучающихся в начале
обучения.
8.1.3. Процедура
промежуточной аттестации (школьный экзамен)
максимально приближена к итоговой аттестации (квалификационному
32

экзамену), проводится по государственным экзаменационным билетам. В
состав аттестационной комиссии входят директор, заместитель директора по
учебно-воспитательной работе, преподаватель. В ходе промежуточной
аттестации членами аттестационной комиссии проводится оценка освоенных
выпускниками профессиональных компетенций в соответствии с
критериями, утвержденными Гостехнадзором.
8.1.4. К государственной (итоговой) аттестации допускаются лица,
выполнившие требования, предусмотренные программой и успешно
прошедшие все аттестационные испытания. Государственная (итоговая)
аттестация проводится в соответствии с «Методикой проведения
квалификационных экзаменов на получение права на управление
транспортными средствами», утвержденной Гостехнадзором. В состав
аттестационной комиссии входят представители Гостехнадзора. Оценка
качества освоения программы профессиональной подготовки по профессии
«Тракторист категории «С» осуществляется аттестационной комиссией по
результатам
итоговой
аттестации.
Обучающимся,
прошедшим
соответствующее обучение в полном объеме и итоговую аттестацию,
выдается свидетельство об уровне квалификации установленного образца.

33

9.Литература
Литература для преподавателя
1.Акимов А.П. Справочная книга тракториста-машиниста. М. : Колос
2001 г.
2.Антышев Н.М., Бычков Н.И. Справочниук по эксплуатации тракторов
М., Россельхозиздат, 1985 г.
3.Бельских В.И. Справочник по техническому обслуживанию и
диагностированию тракторов М., Россельхозиздат , 1975г.
4.Богатырев А.В. Гусеничные тракторы М., Колос, 1984г.
5.Богов А.К. Конструкция тракторов. Учебное пособие. М.: "Колос"
2013 г.
6.Егорушкин В.Е. Тракторы М., Агропромиздат, 1986г.
7. Жаров М.С. Трактор. М.: Просвещение 1991 г.
8. Журналы "За рулем", "Автошкола"
9.Зайцевский А.П. ,Чичков В.А. Практикум по тракторам и автомобилям
М., Колос 1972 г.
10.Забродский В.М., Файнлейб А.М. Ходовые системы тракторов М.,
Агропромиздат, 1986г.
11.Ильяков В.В., Левин В.И. Регулировки сельскохозяйственных
тракторов М., Колос , 1996г.
12.Луковников А.В., Тургиев А.К. Охрана труда в сельскохозяйственном
производстве М., колос, 1999г.
13.Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения М.,
Высшая школа, 1974г.
14.Муравьев Е.М. Слесарное дело М., Просвещение, 1990 г.
15.Некрасов В.И. Двигатели тракторов. -М.: Академия, 2009 г.
16.Николаенко В.Н. Первая доврачебная медицинская помощь. М.:"Академия" 2013 г.
17.Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника
Государственное
учебно-педагогическое
издательство
Министерства
Просвещения РСФСР М. 1963 г.
18.Попов Г.А. Ремонт шасси тракторов М., Высшая школа, 1974 г.
19.Правила дорожного движения с иллюстрациями + новая таблица
штрафов, Питер, 2017 г.
20.Правила дорожного движения Российской Федерации ООО «Айсберг
98», М., 2021г.
21.Правила дорожного движения Российской Федерации на 2022г.
Новые дорожные знаки и разметка, Издательство АСТ , 2021 г.
22.Родичев В.А. Тракторы Учебник - М. : "Академия" 2012 г.
23.Родичев В.А. Тракторы. - М Академия, 2003 г.
24.Семенов В.М. Работа на тракторе М., Агропромиздат ,1988 г.
25.Симоненко В.Д. " Технология" 11 кл. Вентана-Граф, 2002 г.
26.Смагин А.В. Правовые основы деятельности водителя.М.:
Академия"2013 г.
34

27.Смирнов А.Т. "Основы медицинских знаний"10 -11 кл. М.:
Просвещение 2001г.
28.Спиридонов И.Г., Буфетов Г.П.Копелевич В.Г. Слесарное дело М.,
Просвещение, 1989г.
29.Шевченко А.И., Сафронов П.И. Справочник слесаря по ремонту
тракторов Ленинград, Машиностроение , 1989 г.
30.Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины. М.: Академия, 2008 г.
Литература для обучающихся
1.Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения М.,
Высшая школа, 1974г.
2.Николаенко В.Н. Первая доврачебная медицинская помощь. М.:"Академия" 2013 г.
3.Правила дорожного движения с иллюстрациями + новая таблица
штрафов, Питер, 2017 г.
4.Правила дорожного движения Российской Федерации ООО «Айсберг
98», М., 2021г.
5.Правила дорожного движения Российской Федерации на 2022 г.Новые
дорожные знаки и разметка, Издательство АСТ , 2021 г.
6.Симоненко В.Д. " Технология" 11 кл. Вентана-Граф, 2002 г.
7.Смагин А.В. Правовые основы деятельности водителя.М.:
Академия"2013 г.
8.Смирнов А.Т. "Основы медицинских знаний"10 -11 кл. М.:
Просвещение 2001г.

35

10.Лист корректировки

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».